Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Игорь Корнелюк: Я не могу конкурировать с красивой девушкой, которую субсидирует нефтяной магнат!

Талантливый петербургский композитор объяснил, почему предпочитает писать музыку для кино.

Игорь Корнелюк не часто дает интервью и редко появляется на экранах телевизоров. Он избегает любых тусовок и редко общается с журналистами, хотя рассказчик — великолепный! На прошлой неделе музыкант изменил своим привычкам и общался с петербуржцами целых три дня: сначала с поклонниками своего таланта, потом с журналистами, а потом состоялся концерт. Такие «жертвы» певец принес не случайно, ведь ему было чем похвастаться: начал функционировать его новый сайт, выпущены три новых диска с музыкой к фильмам «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» и «Песни из кино. Избранное», в прокат вышел художественный фильм Владимира Фатьянова «Правосудие волков» с музыкой Корнелюка.

Наш корреспондент Антонина Ростовская в числе прочих поклонников таланта встретилась с любимым композитором.

 

Фото Натальи Чайки


После премьеры «Тараса Бульбы» я поссорился с Владимиром Бортко

— Свою кинокарьеру я начал в 2000 году и с тех пор жил в состоянии нон-стопа: не успевая заканчивать одно, принимался за другое, так как меня уже теребили следующие режиссеры. За десять лет я ни разу нигде не отдыхал! Когда я гастролировал, меня часто спрашивали, где можно купить музыку из кинофильмов «Идиот», «Честь имею», «Мастер и Маргарита», и мне нечего было ответить! И я рад, что наконец-то у меня появились эти диски, появился новый живой сайт, который будет наполняться музыкой и прочим контентом! Диск с музыкой к фильму «Тарас Бульба» ценен еще потому, что, после того как вышел фильм, мы крепко поругались с Владимиром Бортко. Оказалось, что от моего замысла в картине не осталось ничего. Более того, музыка, которая там использована, звучит так тихо, что даже я сам ничего не смог услышать, когда смотрел фильм. На этом диске не только музыка, звучащая в картине, но и музыка, которая туда просто не вошла.

Федор Михайлович показывал мне язык

— Над музыкой к кино я работаю каждый раз по-разному: иногда пишу эскизы еще до съемок, но, как правило, музыка делается на кадр. Кадр — это колоссальный ограничитель твоей фантазии и возможностей, он диктует стиль и масштаб. Когда я писал музыку к кинофильму «Идиот», мне очень хотелось написать что-то простое и прозрачное. Чтобы в этой музыке читался образ князя Мышкина. Но когда до сдачи музыки оставался месяц, у меня не было еще ничего готового! А ощущения были такие, как будто я лопатой выкопал Ленинградский метрополитен! Мне каждую ночь снился Федор Михайлович, который показывал мне язык, я просыпался в холодном поту! Но через некоторое время нужная мелодия все же появилась, и мне в последний раз приснился Достоевский и грустно так сказал: «Справился…»

Штирлиц для домохозяек?

— Я ужасно горжусь тем, что московские продюсеры и режиссеры звонят мне в Петербург, сами приезжают сюда и предлагают работу. А работаю много в кино, потому что песня как жанр в последнее время становится все уже и уже, тоньше и тоньше. Раньше искусство было для всех: снимали фильм про Штирлица и не думали, для кого. Для молодежи? Для пожилых? Или для домохозяек? И песни писали для всех, а сейчас радиостанции ввели понятие формата, работают законы шоу-бизнеса. Знаете, мне будет крайне тяжело конкурировать с красивой девушкой, которую субсидирует нефтяной магнат! Кино дает возможность шире заявить о себе, и я чувствую при этом большую творческую радость.

Есть мнение, что уже все мелодии написаны, остались только возможности для аранжировки, но я это слышал и в 60-е годы. Говорят, что один раз в компьютер заложили всю возможную музыкальную литературу и компьютер, просчитав все комбинации, «сказал», что человечество использовало только 2% возможностей комбинации всех нот!

Писали песни при помощи отвертки и утюга

— Мой папа не любил мое увлечение музыкой, он, пока я учился, все время говорил: «Сынок, ну поступи ты в нормальный строительный институт, стань инженером, а потом играй свою музыку сколько хочешь! Что за профессия — музыкант?!» Будучи студентом, все свои песни я записывал в долг, в те годы я был должен всем, с кем был знаком. Как только я с кем-то знакомился, первое, что делал, — брал в долг. Записать песню тогда стоило рублей 500, а стипендия была около 40!

Начинал я свою карьеру с того, что делал аранжировки. Запись хорошей фонограммы была редкостью, чудом. Я помню тот невероятный энтузиазм записи первых песен, которые мы писали тогда при помощи отвертки и утюга! У нас не было ни инструментов, ни оборудования, ни техники! Помню, ночью в ленинградском Доме радио мы закрывали лестничную площадку и на шестом этаже ставили динамики для трансляции звука малого барабана. Этот звук летел по всем шести этажам, и на первом мы ловили его микрофоном и нажимали компрессор, который паяли накануне своими же руками, потому что другого не было!

Искусство — вещь бесполезная

— Когда человек начинает писать музыку, ему Господь Бог дает понять, что талант есть. Это носит характер игры. Искусство — это вообще игра и (я настаиваю!) вещь бесполезная! Как только у искусства появляется польза, оно становится плакатом или журналом. Когда человек «играет» — ему это легко дается. Человек «играет» во второй раз, в пятый, в двадцатый, пятидесятый, и... потом появляется опыт! А опыт, к сожалению, точно отвечает только на один вопрос — как нельзя делать! И никогда не подсказывает, как делать надо. И легкость постепенно уходит, приходится тяжело и мучительно работать, до физических мук.

Старик, не трогай эту тему — люди гибнут!

«ВП» задал композитору свой вопрос:

— Когда вы писали музыку к фильму «Мастер и Маргарита», не случались ли с вами мистические вещи? И не приходила ли вам мысль написать оперу на этот сюжет?

— Таких попыток уже много, и балет есть «Мастер и Маргарита», и множество драматических спектаклей. Честно могу сказать вам, что я не хотел писать даже музыку к самому фильму «Мастер и Маргарита». И не потому, что я боялся этих самых мистических вещей. Мне ведь говорили: «Старик! Нельзя трогать эту тему! Люди гибнут! Ты можешь пойти, и тебе на голову упадет кирпич!» Но я тут же вспоминал самого Булгакова, который писал, что кирпич просто так на голову никому не свалится. Я придумывал даже какие-то слова, чтобы отказаться писать музыку к этому кинофильму, потому что я не верил и отчасти не верю и теперь, что этот роман возможно экранизировать. Даже если абсолютно соответствовать каждой строчке Булгакова, снять все по горизонтали, как у него, то что делать с этой вертикалью, с этой глубиной, которая каждый раз открывается, когда ты читаешь «Мастера и Маргариту»? Я перечитывал этот роман раз 50, и каждый раз обращал внимание на что-то новое! Но приехал Бортко, начал мне что-то объяснять, и через некоторое время я поймал себя на том, что уже начинаю обсуждать с ним какие-то будущие детали.
Тогда я махнул рукой и взялся за эту работу.

Как ни странно, но музыка писалась легко. Я стал писать ее раньше съемок. Два фрагмента полета Маргариты и сцена казни (распятие) снимали, уже слушая готовую музыку. Еще один эпизод — шабаша ведьм (когда Маргарита падает в болото, появляются лесные чудища и лешии) — это тоже написано до съемок. Работая над музыкой к этому фильму, я все время вспоминал свою маму, которая мне когда-то говорила: «Игорь, если тебе предстоит большая работа, никогда не думай о всем масштабе! Тяжело будет, сам с собою не справишься! Ставь перед собой небольшие задачи и выполняй их».

 

↑ Наверх