Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Имя нам — «Александр Невский»?

В грядущий День России уместно вспомнить князя Александра Ярославича, который и есть «Имя России». По одним данным, Александр Невский родился 11 июня 1220 года, и тогда сегодня у него вполне круглая дата. По другим же источникам — 30 мая и вообще 1221 года, так что и информационного повода вроде нет. Мы попытались посмотреть на загадочную фигуру Невского свежим взглядом ...

В грядущий День России уместно вспомнить князя Александра Ярославича, который и есть «Имя России».

По одним данным, Александр Невский родился 11 июня 1220 года, и тогда сегодня у него вполне круглая дата. По другим же источникам — 30 мая и вообще 1221 года, так что и информационного повода вроде нет. Мы попытались посмотреть на загадочную фигуру Невского свежим взглядом и, может быть, даже развеять некоторые устоявшиеся мифы. Для этого наш корреспондент Александра ШЕРОМОВА отправилась выспрашивать умных и знающих людей.


Почему он?

В 2008 году, если помните, один телеканал затеял выдающийся (по странности) проект: народ выбирал из умерших царей, полководцев, государственных деятелей, ученых, художников, музыкантов, литераторов и т. д. — главного. Того, кто мог бы олицетворять Россию. В нашем коллективном то ли сознательном, то ли бессознательном победил святой. Полководец Александр Невский. Опередив Столыпина, Сталина, Пушкина, Петра I и Ленина.

Отчего бы, скажем, не Владимир Мономах — «Имя России»? Он не только госдеятель, но и  писатель и мыслитель. Отчего «Имя России» — не Дмитрий Донской?

— И Невская битва, и Ледовое побоище не идут ни в какое сравнение с битвой на Куликовом поле под предводительством Донского, — говорит Александр Майоров, доктор исторических наук, завкафедрой музеологии исторического факультета Большого университета. — То были локальные бои, а Куликовская битва — одна из крупнейших в русской истории, сравнимая с битвой под Бородином или со Сталинградской битвой.

На Куликовом «наши победили» — после 150 лет унижения, грабежа, дани Орде. Александр Невский, как известно, на Орду работал — в том числе жестоко подавляя бунты «своих же», свободолюбивых новгородцев.

Однако же — Невский был канонизирован в 1547 году, Донской — только в 1988-м, на 1000-летие Крещения Руси, а Владимир Мономах не канонизирован до сих пор. Что они сделали (или не сделали) такого, что не дотянули до звания «народного героя России»? 

В теледебатах, что любопытно, кандидатуру Александра Невского отстаивал не Герой Советского Союза или России; не министр обороны. А митрополит Кирилл, ставший спустя некоторое время патриархом.

— В первую очередь возвеличивала Александра Невского церковь, — объясняет профессор Майоров. — И это понятно: для России на протяжении многих веков (кроме, пожалуй, большей части ХХ века) коренным вопросом истории, общественной жизни был вопрос религиозной идентичности.

Званый крестоносец хуже монголо-татарина

И в XIII веке у русских князей был вопрос «что делать?». Что делать с татаро-монголами? В одиночку с Ордой не справиться — но где искать союзника? Теоретически — среди единоверцев, западных братьев-христиан.

Но было осложнение: братья-христиане, православные и католики, уже не испытывали друг к другу братских чувств — крестоносцы слишком не по-джентльменски вели себя при завоевании Константинополя.

— Папа римский предлагал помощь Руси, — рассказывает Александр Майоров. — Он даже объявлял новый крестовый поход — против монголо-татар. И многие русские князья, в XIII веке не менее знаменитые, чем Невский, готовы были пойти на это...

Яркий пример — Даниил Галицкий, родственник Невского. Он пошел на союз с Западом и открыто повел борьбу с Ордой. Мало того — принял церковную унию, корону от римского папы и стал среди князей королем.

«Король Даныло» не раз уговаривал князя Александра Ярославича присоединиться к этому альянсу. Тот — ни в какую. Счел, что союз с западными христианами и помощь от них — губительнее, чем покорность Орде.

— Западные русские земли после того решения князя Галицкого откололись от общерусского пути развития. И до сих пор в той местности, то есть на Западной Украине, влияние Европы сильнее.

К слову, на аналогичном телепроекте «Великие украинцы» Даниил Галицкий занял лишь 34-е место, уступив, в частности, Юлии Тимошенко и братьям Кличко (в украинском проекте усопшие состязались в популярности с ныне здравствующими).

Культ личности

Жизнь показывает, что про Александра Ярославича мы крупномасштабно вспоминаем не из праздных соображений, а когда «очень  надо».

— До 1547 года, то есть до канонизации, никакого общерусского культа Александра Невского не было, — говорит профессор Майоров. — Но вспомните середину XVI века: Россия становится могучей державой; Москва, некогда периферия христианского мира, позиционируется как Третий Рим. Была нужда в том, чтобы пересмотреть русскую историю — показать ее события как весьма достойные и потому приведшие к такому величию.

Как считает историк, Александру Невскому очень везло на симпатию последующих правителей — причем правителей, знаковых для России. При Иване Грозном — канонизация; жизнь князя уже мыслится как единый подвиг во имя веры. При Петре I святой становится покровителем Санкт-Петербурга.

— Кстати, при Петре I Александра Невского начинают по-новому изображать на русских иконах, — комментирует Александр Майоров. — В горностаевой мантии — то есть как императора! Таким князь изображен, в частности, в Петропавловском соборе.

При Николае I Александр Невский, как никто другой, пригодился уваровской доктрине «официальной народности», в полной мере воплотив в себе ее принципы: «православие, самодержавие, народность», — и образ Невского тиражируется до такой степени, что в Исаакиевском соборе его лик встречается чаще, чем образ собственно святого Исаакия Далматского.

Апофеоз — сталинское время: фильм Эйзенштейна «Александр Невский», учрежденный в 1942-м орден Александра Невского...

Знаете, каким он парнем был?

Мы не знаем, как он выглядел: прижизненных изображений нет, и даже на ордене Александра Невского — «другое лицо»: Николай Черкасов в эйзенштейновском фильме.

Занятно: узнать, каким был Александр Невский внешне, — теоретически возможно. Есть ведь мощи в Александро-Невской лавре. В свое время российские специалисты воссоздали по черепу и скелету облик Ивана Грозного — отчего бы и тут не постараться?

Однако — закавыка.

— Об этом мало кто знает, но факт достоверный, — отмечает Александр Майоров. — По свидетельству ряда летописей XVI века (в частности, авторитетной Никоновской), в конце XV века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где тогда хранились мощи,  произошел пожар и мощи сгорели. Правда, в других источниках, уже XVII века, указано, что мощи чудесным образом уцелели.

Учитывая это удивительное несоответствие, можно быть уверенным: вряд ли мы когда-нибудь хотя бы сделаем попытку узнать «по-научному», каков собою был князь. Более того: вряд ли мы когда-нибудь узнаем о нем что-нибудь «новенькое». Как говорит Александр Майоров, «открытие письменного источника древнерусской эпохи — исключительная сенсация, и время таких сенсаций уже прошло». Правда, есть слабая надежда на не до конца еще изученные старинные сборники (остались такие) и археологические раскопки в городах, где бывал Александр Невский.

Ясно одно: пестуемый почти полтысячелетия образ в народном сознании не поколеблет ничто. Как говорят историки, Александр Невский уж точно не добивался нашего внимания — просто делал то, что считал нужным для страны. Историков печалит одно: отчего «народным героем России» становится непременно государственник, представитель власти, а не гражданин, который такой же, как мы, только совершивший подвиг. Отчего мы не видим героев среди нас же самих?

Интересно

 Кинематографистов Александр Невский вдохновлял несколько раз. Помимо эйзенштейновского «Александра Невского» с Николаем Черкасовым есть фильм «Житие Александра Невского» 1991 года режиссера Георгия Кузнецова, где заглавную роль исполняет Анатолий Горгуль, и боевик «Александр. Невская битва» (2008) Игоря Каленова с Антоном Пампушным в роли князя.
 Орден Александра Невского — единственный из дореволюционных, который существовал и в советскую эпоху (с 1942-го) при почти прежнем названии — с изъятием слова «святой». Если орден Св. Александра Невского вручался и гражданским высшим чинам, то орден Александра Невского — исключительно командирам Вооруженных Сил СССР. Орденом святого были награждены в общей сложности 3604 человека (за 192 года — с момента учреждения ордена в 1725 году до 1917-го), ордена полководца удостоились за три года (с 1942-го по 1945-й) более 40 тысяч человек.
 С 1997 года в Петербурге проводится автопробег «Авто-вече «Серебряное кольцо Александра Невского».

↑ Наверх