Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Индекс устойчивости или Ванька-встанька?

На 17-м Международном архитектурном фестивале «Зодчество-2009» во всех трех номинациях победили питерские мастера. Золото, два серебра и две бронзы достались представителям питерского «Объединения архитектурных мастерских» (ОАМ).

Золото, два серебра и две бронзы достались представителям питерского «Объединения архитектурных мастерских» (ОАМ). Все ли золото, что блестит, выяснял на фестивале для читателей «ВП» обозреватель Алексей Шолохов.

Проводимый в 17-й раз московский фестиваль чего только не претерпел за свою почти двадцатилетнюю историю. А вот вниманием российских властей никогда не был обделен. Начиная со времен профессионального строителя — первого президента России Бориса Ельцина конкурс проводится под патронатом почти всех ветвей федеральных и столичных властей. В этот раз президент Дмитрий Медведев прислал приветствие. Другой Дмитрий — Козак — приехал на открытие. В общем, есть мнение, что все происходящее в недавно восстановленном после пожара московском центральном Манеже небезразлично тем, от кого зависит состояние не только российской архитектуры, но и страны.

В смотре приняли участие более тридцати городов России, а также представители десяти зарубежных стран, среди которых — Германия, США, Голландия, Швейцария, Австрия, Болгария, Армения и Канада.

Как сказал президент Союза архитекторов России Андрей Боков, «на данный момент фестиваль «Зодчество» — единственная и самая крупная выставочная площадка, где можно одновременно увидеть результаты архитектурной и градостроительной деятельности многих городов и регионов России, проектных институтов, мастерских и бюро, молодых архитекторов, студентов архитектурных вузов и факультетов, а также детских архитектурно-художественных коллективов». Насчет единственной площадки Андрей Боков абсолютно прав.


Отель на площади Островского.

 


Вот в Питере предшествующий «Зодчеству» подобный конкурс под мудреным названием «Архитектон» проходит как междусобойчик. Кто-нибудь из вас слышал, где и когда он проходит? По секрету скажу: проходит он в маленьком, удивительно красивом особняке Половцева, где располагается петербургский Союз архитекторов. Куда, как правило, никто не доходит в силу отсутствия транспорта и информации о выставке. (Даже на сайте питерского союза на месте плана работы на месяц уже два года пустая страница.) Но уж всяко не в Манеже у Исаакия. Где наш Манеж и где современная архитектура? И не в Академии художеств, на площадке которой случились два изумительных примера резонансных выставок конкурсов на проекты «Охта центра» и Мариинки-2.

Среди лауреатов во всех номинациях — наши питерские коллеги. Золото в разделе «Постройки» получил Евгений Герасимов и его мастерская за проект гостиницы на площади Островского. Эта работа и противоречивая, и, несомненно, достойная награды. «Почему противоречивая?» — спросите вы. Потому что строительство в центре города, рядом с давным-давно прославленной Александринкой, всегда опасно для зодчего. Ну а во-вторых, противоречие связано с изменившейся за время проектирования и строительства изначальной функцией здания. Ведь в новом доме на Островского изначально должно было открыться роскошное казино. И лишь потом оно стало пятизвездным отелем. Пока не вполне достроенным, но уже купленным известной норвежской сетью. Забавно, кстати, что на предшествующем «Зодчеству» питерском «Архитектоне» эта постройка ничегошеньки не получила.


Проект реконструкции Главного штаба.

 


В номинации «Интерьер-постройки», почему-то объединенной в этом году с «Градостроительством, ландшафтом и дизайном городской среды», серебро и бронзу получили Евгений Раппопорт за проект нашумевшей, но, безусловно, самобытной и достойной станции метро «Спасская» и Никита Явейн за проект интерьера своей архитектурной мастерской. Работа, несомненно, яркая. Но вот не отречься от вопроса: а что, во всей России архитекторы только сами себе делают достойный интерьер? А где же все торговые комплексы, дворцы бракосочетаний, клубы, музеи? Или их талантливые авторы просто не знали, что организаторы экспозиции теперь думают о градостроительстве в сочетании с дизайном городской среды? Также досталась бронза петербуржцу Сергею Орешкину за весьма симпатичный минималистично-экологичный проект загородного дома в Комарове.

Отдельный павильон, представляющий на выставке наш Питер, был посвящен проекту реконструкции Главного штаба, который представила «Студия 44» Никиты Явейна. Вот вам реновация самого что ни на есть исторического центра. Куда уж центральнее. Вопрос только в том, что ни проект Мариинки-2, ни проекты всех прочих театрально-архитектурных премьер на выставку не добрались. Непонятно, куда делся Сергей Чобан с новыми конкурсными проектами набережной Европы. Может, посчитали, что у Петербурга и без того будет много блестящих наград? Если так, то не ошиблись. Правда, главный приз фестиваля — «Хрустальный Дедал» — в последний день работы, 18 октября, достался москвичам за современный проект нового школьного здания. Но обилия питерских наград, несмотря на это, трудно не заметить.

Прямая речь

На вопросы «ВП» ответил Юрий Митюрев, заслуженный архитектор России, главный архитектор Санкт-Петербурга.

— Как вы считаете, Юрий Константинович, золотой, два серебряных и два бронзовых диплома из шести возможных — для питерских архитекторов это не перебор?

— Нет, все работы абсолютно достойны.

— Золото получил Евгений Герасимов с гостиницей на площади Островского. Вам нравится эта постройка? Мне даже самые радикально настроенные критики из Государственного Эрмитажа ее хвалили. Может быть, так и надо строить в центре, а не экспериментировать со «шляпами Незнайки»?


— В гостинице Евгения Герасимова есть один не совсем удачный вид со стороны переулка Крылова. Но в целом она мне симпатична. Вы говорите, критики из Эрмитажа? А вот есть такой архитектурный критик Михаил Золотоносов. Ему ничего обычно не нравится. А про эту постройку он мне сказал — хорошая. Но вот питерское жюри в «Архитектоне» сочло иначе. Это нормально. Два смотра — два мнения.

— Станция «Спасская» Евгения Раппопорта, получившая серебряный диплом конкурса, понравилась?

— Да, конечно, станция хорошая. Но не менее интересны и другие станции, сделанные этим коллективом. Скажем, мне очень нравится их станция «Площадь Мужества».

↑ Наверх