Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Иногда вода в стакане кажется прекраснее водопада

Работу петербургской режиссерской лаборатории оценили в Москве

Осенью прошлого года мы писали о судьбах маленьких и бездомных театров Петербурга, в частности, режиссерской лаборатории «ON.Театр». Его директор Милена Авимская — пожалуй, самый успешный и творческий молодой театральный менеджер в нашем городе. Она рассказала «Вечёрке» о том, как спустя почти полгода после обретения площадки на Народной, 1 (в бывшем помещении Театра «Буфф»), складывается судьба лаборатории.

— Милена, что у вас нового?

— Мы только что приехали из Москвы с «Золотой маски», где показывали спектакль «Запертая дверь» по пьесе молодого белорусского драматурга Павла Пряжко. Могу сказать, что такой реакции, как в Москве, в Петербурге не было никогда. Режиссер Дима Волкострелов поставил спектакль на таком современном театральном языке, какого, на мой взгляд, мы еще не знали. Потому что, говоря образно, можно легко и интересно рассказать о водопаде, а о воде в стакане рассказать трудно. Но это тот случай, когда вода в стакане кажется прекраснее и увлекательнее водопадов. У нас на спектакле побывали ведущие московские критики, я не слышала всех отзывов, но абсолютно точно спектакль произвел хорошее впечатление. А главное то, что Дима получил много предложений на постановки в театрах, и спектакль приглашен на фестиваль «Радуга» в Петербурге. Кроме того, мы были на гастролях в «Театре.DOC» в Москве в январе, теперь едем в апреле. В январе мы показали три спектакля, любимые нашей публикой, — «Галка Моталко», «Где-то и около» и «Записки провинциального врача». Надо сказать, что московские зрители такого высокого качества спектаклей от нас не ожидали. В апреле везем спектакли «Dawn-way. Дорога вниз без остановок» и «Бедные люди, блин».

— А как протекает жизнь театра на Народной, 1?

— Мы играем там спектакли, и за последние три месяца сыграли довольно много (в месяц 6 — 8 спектаклей). Комитет по культуре нашел такую возможность, и площадку нам предоставляют бесплатно. Самая большая наша проблема состоит в том, что к нам, на Народную, приходит не наш зритель. Какие-то спектакли попадают в зрителя и идут хорошо, у театра «Мастерская» это — «Идиот», «Женитьба Бальзаминова», а у нас — «Детектор лжи», «Записки провинциального врача» — на них всегда полный зал. А вот та же «Запертая дверь» — это спектакль для другой публики, более искушенной в театре. И бывает, что люди, пришедшие на развлекательный спектакль, получают не то, чего ждут.

— То есть к вам по привычке идет буффовский зритель?

— Да, наши зрители тоже приходят, но с большим трудом. Мы уже два года играем на разных площадках: в Театре им. Ленсовета, в БТК, в ТЮЗе и Мюзик-холле, и я понимаю, что наша публика, к сожалению, попадает к нам случайно, а зрители, которые привыкли ходить в Ленсовета или Балтдом, идут в эти театры, а попадают на наши спектакли. Это неправильно и для зрителей, и для нас. Выход из ситуации один — нужна своя сцена (даже подвал), чтобы к нам пошел наш зритель.

— Помню, осенью вы были настроены пессимистично и даже обмолвились о возможном закрытии лаборатории…

— Да, был такой порыв, я вкладывала в этот проект свои личные деньги, заработанные в Москве, у меня уже накопился долг перед друзьями, и в какой-то момент я поняла, что больше нет оснований вкладывать в тех людей, которые не приходятся мне родственниками. Ведь это не коммерческий проект, и я не могу ждать, что через год деньги ко мне вернутся. И тогда я поставила перед режиссерами условие: или они будут заниматься продвижением своих спектаклей наравне со мной и администраторами, или лаборатория закроется. И они стали заниматься своими спектаклями, даже написали письмо президенту, его потом переправили в Министерство культуры, и мне оттуда звонили, спрашивали, правда ли, что лаборатория закрывается. Но я не смогла закрыть, я настолько больна этим, что продолжаю делать дело, несмотря на сложную ситуацию. Кроме того, лабораторию поддерживает финансово (и в этом году гораздо лучше) комитет по культуре, у нас есть еще один крепкий партнер — Театр им. Ленсовета. Я могу вам сказать, что среди режиссеров есть такие ребята, за которых можно даже жизнь отдать.
Лаборатория будет, но не только в Петербурге, а еще и в Милане. Это совместный проект с миланской академией Паоло Грасси. Наши режиссеры поедут в Милан ставить спектакли, а оттуда приедут миланские режиссеры и будут работать у нас, в итоге состоится фестиваль — в Петербурге в сентябре. Это проект, направленный не на расширение, а на углубление, поэтому в нем будут участвовать не новички, а наши победители. Академия Паоло Грасси — это сильная театральная школа. Грасси когда-то работал вместе со Стрейлером, потом они разошлись, и Стрейлер основал знаменитый театр «Пикколо», а Грасси — академию. Я думаю, что если нашу русскую театральную «кровь» слить с европейской, то получится какой-то классный замес. Вы не представляете, как ребята счастливы, что поедут в Милан!

— На лабораториях у вас есть возможность увидеть в действии целый срез молодой режиссуры. Каковы впечатления?

— В прошлом году мы посмотрели 35 спектаклей, и из них достойными оказались только семь. К сожалению, общее впечатление о петербургской театральной школе создается не самое лучшее. Лишь ученики нескольких мастеров могут ставить достойные спектакли. И меня это беспокоит, потому что я хочу, чтобы Петербург оправдывал звание культурной столицы, чтобы в нем рождались и развивались большие мастера.

— У вас первое образование — медицинское, как вы пришли к театру?

— Я заболела театром, к несчастью или к счастью… Я хорошо отношусь к кино, но это все-таки что-то искусственное, а театр — настоящее, живое и безумно интересное. Даже узнав изнанку, даже лишившись розовых очков, я все равно люблю театр.

Беседовала Виктория АМИНОВА

↑ Наверх