Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Ирина Хакамада: Одиночество — это кайф

Советы от известного политика и общественного деятеля помогут понять себя и изменить свою жизнь к лучшему.

Ирина Муцуовна — восточный человек, сочетающий железную волю и мягкое восприятие мира. Стопроцентная элегантность, лаконичность и интеллект. В прошлом — успешный политик, в настоящем — писатель, общественный деятель, ведущая мастер-классов, теле- и радиопередач. Очень занята, но согласилась побеседовать с нашим корреспондентом Мартой ЛАДЭ.

Для начала влюбитесь в себя

— Ирина Муцуовна, вы ведете мастер-классы, пишете книги. В них обобщаете свой богатый разноплановый опыт и предлагаете аудитории инструмент, с помощью которого можно менять жизнь. Что, с вашей точки зрения, самое главное для человека, который хочет реализоваться, достичь своих целей? На что можно опереться и откуда черпать силы?

— Это самое сложное, но и самое простое: нужно опереться на самого себя. Нужно сильно влюбиться в себя, перестать заниматься заниженной самооценкой, понять, какие есть плюсы, какие минусы можно исправить. И откопать свою сокровенную мечту, не такую примитивную типа «яхту — самолет — машину», а что-то творческое. И все — как только вы найдете путь к себе, дойдете до своей мечты, дальше начнете делать. То есть звучит очень просто, но это не просто, зато работает (улыбается).

— А что такое любовь к себе?

— Сегодня только объясняла это на мастер-классе. Вот, например, вы работаете журналисткой. Вы встаете каждый день с ощущением счастья — как хорошо, что вы здесь работаете, как вам нравится, что вы сейчас поедете брать интервью у Хакамады, а потом выйдет суперматериал. И вам так хорошо в этой жизни — и какой кайф вообще! Если вы с этим чувством встаете, то вы себя нашли. Если вы встаете и думаете: «Как мне все это надоело, я не хочу брать это интервью, мне не нравится то, чем я занимаюсь, меня не удовлетворяет ни моя реализация, ни те деньги, которые мне платят. Мне все это так тошно, что я даже не радуюсь вообще хорошей погоде и т. д.» — значит, нужно что-то искать, надо начинать работать. Прислушаться к себе и понять, а чего же вы хотите. И после этого — действовать. Не страдать, а действовать.

— А сознание собственного одиночества — это ключ к самодостаточности и независимости? Понимание того, что ты единолично несешь полную ответственность за свою жизнь?

— Это нормально. Все люди, которые относятся к себе и к жизни не просто, которые находятся в поиске ответов на очень сложные вопросы «что есть я?», «что есть жизнь?», «что есть смерть?», — они, конечно, по большому счету одиноки. То есть их может окружать огромное количество любимых людей, но они редко находят человека, который был бы на их волне. От одиночества не нужно бегать, от него надо ловить кайф. Но при этом не нужно уходить в него, как в башню из слоновой кости, нужно периодически выходить в мир и к нему прислушиваться. Заводить себе друзей, приятелей и не быть перфекционистом — пусть они думают проще и не так интересно, они все равно нужны, чтобы не терять связь с миром. Вот у меня много приятелей, много друзей, но я всех держу на некотором расстоянии, и ближе никто не подходит. А я не подпущу, потому что мой мир — более сложный, и он им не понравится, и мне их впускать в него не нравится.

— То есть одиночество — это изначально прекрасное состояние?

— Это кайф, конечно. И если вы его не боитесь, тогда и не будете одиноки тотально. Вы будете ровно столько в уединении, сколько вам нужно. А когда вам не нужно, вы тут же выйдете в мир и найдете с кем пообщаться, поговорить. Главное — это терпение и толерантность. Потому что, как только люди начинают предъявлять претензии к миру, что «этот человек — скучный», «этот — неинтересный», «а я — самый умный», — все, вот это конец. Нужно смотреть спокойно и брать от человека то, что вам нужно.

От подружки какой-нибудь, пусть даже она не понимает, что вы испытываете, просто сидите, пьете кофе, она говорит какую-то чепуху, и вам хорошо — ну и ладно. Пусть даже человек будет нести чепуху, вы ему задаете нужный вопрос, а он, может быть, даст совершенно перпендикулярный ответ, он — не ваш, но зато он — интересный. Другая точка зрения, есть от чего оттолкнуться и сравнить.

Пять песен о главном

— Вы недавно презентовали свою новую книгу. Расскажите, пожалуйста, о чем она, каков основной лейтмотив?

— Ну, лейтмотив в названии — «Дао жизни», мой путь жизненный. Это то, как я двигалась по нему, много было и плохого, и хорошего, и куча ошибок, и так далее. И я передаю этот опыт в виде инструментов, личного там очень мало. Это выжимка, сгусток. Причем, когда я написала первую главу «Успех», мне в редакции сказали: «Ир, ну вы прямо совсем жестко, ну можно хоть один пример из своей жизни. То есть это — круто, это — лаконично, это — четко, но хоть что-то, ну…» Ну хорошо! Но это не творческий вечер с Ириной Хакамадой, это — просто инструмент.

— А сейчас над какими писательскими проектами работаете?

— Я только эту книгу закончила (смеется). В блогах сейчас сижу во всяких. Вот, например, сейчас в сообществе Dewarist в Живом Журнале дежурю неделю как приглашенный редактор. Я родила пять вещей, и все они интересные. Первый пост у меня был «Поколение Y» — что это за поколение, которое родилось после 1985 года. Диагноз я не ставлю, но задаю тему. Как редактор делюсь своими мыслями, наблюдениями за этим поколением. Вторая вещь — это «Секс умер, да здравствует секс»: что есть секс в современном мире, это технический секс или это секс, который несет новое чувственное восприятие. У меня возникает впечатление, что для поколения Y он стал абсолютно техническим. Но, может быть, я не права. Третий текст — «Собачники как философия жизни». Люди поймались и начали обсуждать собак, на самом деле собака — это всего лишь зацепка. Судя по моим наблюдениям, собачники тяжелее решаются на изменение жизни. И каждый раз один и тот же предлог: «куда я дену собаку». Например, перееду в другой город, а куда пристроить собаку? Четвертая тема — «Кто есть герой нашего времени», он есть или он не нужен? И последнее — текст «Поколение индиго — надежда вне образования». О том, что происходит в образовании. В средней школе, по-моему, делают все, чтобы «индиги» загнулись окончательно, росли где-то на помойках, а потом почему-то вдруг спасли мир. И это меня дико удивляет: вы же делаете все, чтобы человек, ребенок, не начинал разговаривать со Вселенной, а был приземлен просто как робот, обслуживающий технологии. А это не ответ на вызов двадцать первого века.

Ленитесь и смотрите серьезное кино

— А навык диалога со Вселенной можно развить? Как это сделать?

— В книжке «Дао жизни» описано. В паузе, в одиночестве развивать воображение, любить свои хобби, заниматься ими, не ограничивать себя в своих мечтах. Лениться, смотреть кино серьезное, классику, читать классическую литературу — тактильно трогать большую культуру и осуществлять некие паузы периодически, тогда обратная связь появится.

И окружать себя творческими людьми, лучше сумасшедшими, в небольших количествах. Периодически снимать барьеры и проходить сквозь совсем другие, инородные тусовки. Вот я была единственным политиком, который болтался где угодно, в самых маргинальных местах. Я пила водку и пью виски непонятно с кем. Но если этот человек энергичный, его несет что-то, пусть даже он из совершенно параллельного мира, — все равно страшно интересно.

Молодым героев не надо

— Обратную связь поддерживаете с аудиторией?

— Да, я отвечаю в сообществе Dewarist, коротко, но отвечаю. Потому что там пишут какие-то приличные люди. А в своем Живом Журнале я закрыта, потому что, знаете, брендовому человеку — очень сложно. На него скидывают все. И на «Эхе Москвы» я веду блог, там как раз комментарии открыты — но я не читаю, потому что там большой поток негатива.

— А данные анализируете, обобщаете, это помогает в работе?

— Да. Не скрою — у меня очень прагматическая цель: я задаю тему и снимаю с вас информацию, которую буду потом использовать. Вот, например, меня удивило: большинство пишут, что секс — это любовь. То есть они оказались большими романтиками, чем я думала. Хотя в жизни я как-то с этим не встречаюсь. Мое поколение — да. А вот моложе, 25 — 26 лет… А туда пишут такие романтические! И вот еще удивительно: пишут, что герой не нужен, не надо им героев...

↑ Наверх