Ирина Розанова: Я — из поколения пионеров-романтиков
Ирина Розанова сыграла в кино около ста ролей — одна другой неожиданней. Так, в «Стилягах», одном из лучших фильмов прошлого года, она играет строгую, застегнутую на все пуговицы советскую мамашу отбившейся от рук дочери, а в недавно вышедшей на экраны романтической комедии «Ирония любви» — взбалмошную, колоритную мамочку главного героя-«ботаника» в исполнении Алексея Чадова.
Ирина Розанова сыграла в кино около ста ролей — одна другой неожиданней. Так, в «Стилягах», одном из лучших фильмов прошлого года, она играет строгую, застегнутую на все пуговицы советскую мамашу отбившейся от рук дочери, а в недавно вышедшей на экраны романтической комедии «Ирония любви» — взбалмошную, колоритную мамочку главного героя-«ботаника» в исполнении Алексея Чадова. После питерской премьеры «Иронии любви» народная артистка России ответила на вопросы нашего корреспондента.
«В самом деле верю в сказки…»
— Почему вы согласились сняться в столь непритязательной комедии?
— Сказал же когда-то великий Чехов, что каждый пишет как хочет, как знает, что толкаться — всем места хватит. Вот и в кино должны быть представлены все жанры. Знаете, я этот озверелый артхаус уже видеть не могу. Когда опускают нашу страну, наших людей... Ведь это самое простое — снять в России чернуху-разруху, пьянство, отвезти фильм на Запад, получить призы на каком-нибудь фестивале и кричать на весь мир о своем величии… А попробуйте снимите картину добрую и чистую, да еще в жанре романтической (не чернушной, не ржачной!) комедии. Это намного сложней. Я сама люблю доброе кино и знаю, что нашим людям, простым зрителям, тоже нравится доброе, красивое кино.
— А вы сами в сказки верите?
— Я прекрасно понимаю, что на всех богатых женихов не хватит. Ну и не надо, не в деньгах счастье! Я из поколения пионеров-романтиков и — правда! — верю в сказки. Пусть хотя бы на экране наша сказка станет реальностью и добро победит все. В нашей «Иронии любви» есть любовь, есть фантазия, и это так важно в наше время, когда кругом только деньги, карьера, материальные ценности.
— В этой картине Алексей Чадов, играющий вашего сына, поменял амплуа, превратившись из крутого молодежного героя в недотепу… Как по-вашему, оправданна ли столь резкая перемена?
— Леша Чадов всю жизнь бегал с автоматом, гонялся на крутых машинах, соблазнял самых красивых девушек, и это у него здорово получалось. Но в «Иронии любви» он в этой роли такой офигительный, столько всего открыл в себе! Здесь он чистый, светлый романтик, хотя и неуклюжий, не приспособленный к нынешней жесткой жизни. Мне тоже повезло с ролью: после суровой мамаши в «Стилягах» предложили сыграть такую взбалмошную, колоритную, но в душе такую чистую мамочку. Кстати, на эту роль режиссер вначале хотел пригласить Аллу Борисовну Пугачеву, но сделал выбор в мою пользу… Это — шутка (заразительно смеется).
— Ваша героиня далека от современной жизни… А вы, Ирина, насколько адаптированы к ее нынешним атрибутам? Пользуетесь ли компьютером?
— Я не люблю компьютеры, не сижу «в контакте», я почти не смотрю телевизор… Меня с пяти лет учили музыке, в какой-то момент мне музыка осточертела, но сейчас хочу вернуться к ней, вспомнить. Это тот высокий мир, куда хочется возвращаться. Музыка — это виртуальный мир нашего поколения.
— Вы действительно не смотрите телевизор?
— Вы знаете, это так классно. Появляется столько времени для чтения книг, общения с друзьями и родными, для просмотра хороших фильмов. А когда включаешь с утра телевизор и на тебя обрушивается поток негатива, то хорошего не жди. Прекрасно понимаю, что с телевидением бороться бессмысленно. Можно просто смотреть или не смотреть. Я выбрала — не смотреть.
Наша молодежь — это не три «б»…
— Ирина, в жизни вы женщина открытая, эмоциональная, искренняя… Это вам помогает или мешает?
— Нередко — мешает. Вот меня приглашали в жюри «Кинотавра», еще каких-то кинофестивалей, и, знаете, мне это не пошло в плюс. Я высказывала свое мнение открыто, прямо, и это не всем понравилось. Но я считаю, что, если меня пригласили, значит, я должна реагировать сердцем… Я все равно в душе провинциальная девчонка из Рязани, ничем это не перебить. Мне, кстати, по духу Питер ближе, чем Москва. Обожаю ваш город, считаю, что здесь еще сохранились такие понятия, как искренность, наивность, честь и достоинство. В таком городе, как ваш, нельзя быть скотом! И судя по моим питерским друзьям, люди по-прежнему верят в прекрасное. А иначе какой смысл жить? Высокие чувства, любовь (любовь ко всему!) никто не отменял, и это то, что ни за какие миллионы долларов не купишь.
Конечно, с моим характером уживаться непросто, но я ведь никого не обижаю, никому не хамлю. Я просто стараюсь говорить правду, от души.
Новомодное слово «политкорректность» совсем не мое. Мне даже на съемочной площадке, где все мы, актеры, подчиняемся воле режиссера, продюсера, интересно что-то свое отстаивать, предлагать. Я смотрю на многих молодых актеров и понимаю, что они все запуганы продюсерским кино. Они все такие тихие, неконфликтные. Но мы же помним поколение актеров советского кино, где все большие артисты были с характером. Для меня большой актер и яркий характер — синонимы.
— Вам не нравится современная жизнь?
— Не нравятся какие-то ее новые реалии. Заметьте, что из нашей повседневной жизни уходят такие важные слова, как «стыдно», как «пошлость». Не услышишь нынче слов «совесть», «непристойность». Стало все не стыдно! На продажу, на пиар, за бабки — вот о чем сегодня все говорят и думают… Но это не мое! Я всеми фибрами души против. Но я с удовольствием соглашаюсь работать с теми, у кого есть характер, свое мнение. И такой человек — продюсер «Иронии любви» Ренат Давлетьяров.
— Вы легко находите общий язык с нынешней молодежью?
— Мне тут рассказывал один приятель, продюсер крупного телевизионного канала, что они готовили какой-то проект и он попросил одну из юных красавиц актрис сделать несколько дублей. На что она заявила: «А почему я должна это делать?!» — «Ну вы же актриса!» — удивился режиссер. «Я — три «б»! — сказала длинноногая красотка. — Бабки, «бентли», бриллианты!» Ну вот такое придумали дети наши про себя! Но все равно я знаю, что это неправда. Все равно тянутся не только к трем «б». Моя племянница Анечка сейчас учится на продюсера, а ее муж Дима — звукорежиссер. Они не богатые, но женились по любви, они счастливы, так искренне любят друг друга, любят свое дело. А мы про это редко говорим, редко снимаем фильмы. Почитаешь бульварную прессу, посмотришь иные телеканалы и подумаешь, что вся наша молодежь — такая «шняга». Но ведь это неправда!
В бой идут одни старики…
— Как складывается ваш «театральный роман»? Вы ведь сменили несколько знаменитых трупп…
— У меня был большой контракт с Кончаловским, четыре года на сцене Театра имени Моссовета мы играли спектакль «Чайка», где я была Аркадиной. А сейчас меня позвала Галина Борисовна Волчек в свой «Современник». Мы начали репетировать в спектакле израильского режиссера Евгения Арье (я знаю его еще по Театру Маяковского) по замечательному роману Исаака Зингера «История любви». Со мной играют Алена Хмельницкая, Чулпан Хаматова, другие известные актеры. Пока проект отложен до осени, потому что Чулпан должна родить…
Читаю очень много антрепризных пьес, но пока выбрасываю пачками. Продюсеры удивляются: «Ира, ну почему, ну что не так?» А я говорю: «Ребята, ну я не могу выйти с таким к народу! Не хочу обманывать ни себя, ни зрителя!»
Мы же в свое время очень часто ездили в Питер со спектаклем «Сирена и Виктория», где играли Виталий Соломин и Лариса Удовиченко. Тоже, казалось, безделка! Но мы этот спектакль довели до ума, а Мефодьич (Юрий Мефодьевич Соломин. — Прим. авт.) всегда настолько щепетилен и въедлив, что все доводит до ума. Он из того поколения честных и настоящих профессионалов, что делал все по совести. И за ту антрепризу мне не стыдно было. Люди приходили, отдыхали, но их никто не обманывал.
— А что вы смотрите в кино?
— У меня дома обширная фильмотека. Но когда мне бывает очень фигово и тяжко, то я ставлю «В бой идут одни старики» и думаю: откуда в этом маленьком человеке, Леониде Быкове, такой проводник, такая светлая энергия, такая доброта. Я знаю этот фильм наизусть, но каждый раз и плачу, и смеюсь, и просто отдыхаю душой.
Меня спрашивают продюсеры: «Вы отвергаете одну за другой пьесы, а что вы сами хотите сыграть?» Я им объясняю: «Найдите, пожалуйста, пьесу, где можно поговорить по душам. Чтобы я знала, что я могу выйти к людям и поговорить по душам». И знаете, что бы ни говорили скептики и циники, но за такие картины, как «Стиляги», «Ирония любви», мне не стыдно. Потому что это доброе, позитивное и светлое кино.
Беседовал Виктор КАЗАКОВ
Фото автора
ДОСЬЕ
Ирина Розанова родилась в Рязани, в семье актеров Зои Беловой и Юрия Розанова. После школы по настоянию родителей поступила в музыкальное училище по классу фортепиано. Не окончив, сбежала в Москву — поступать в театральный институт. В 1988 году окончила ГИТИС. Играла в театрах: имени Маяковского, «Человек», на Малой Бронной, «Ленком» и имени Моссовета. В кино снимается с 1985 года, сыграла около ста ролей, лучшие в фильмах: «Стиляги», «Глянец», «Анкор, еще анкор!», «Интердевочка», в сериале «Петербургские тайны». Народная артистка России (2007 г.).
Важно: Правила перепоста материалов