Испеку я сам мацу, пусть меня научат
29 марта — Песах, еврейская Пасха, которую с готовностью отметят и иные жители многонационального Петербурга, не имеющие никакого отношения к Народу Торы. Наш корреспондент побывала в Большой хоральной синагоге, где загодя для детей (по знаниям еврейских традиций наш корреспондент может быть приравнена к детям) устроили репетицию Песаха — с мастер-классом по изготовлению мацы.
29 марта — Песах, еврейская Пасха, которую с готовностью отметят и иные жители многонационального Петербурга, не имеющие никакого отношения к Народу Торы.
Наш корреспондент побывала в Большой хоральной синагоге, где загодя для детей (по знаниям еврейских традиций наш корреспондент может быть приравнена к детям) устроили репетицию Песаха — с мастер-классом по изготовлению мацы.
У дверей встречали две юные барышни — золотистые длинные одежды, голубые покрывала на головах.
— Вы кто? — спрашиваю.
Докладывают:
— Мы — «выходцы из Египта».
Вы, как культурный человек, знаете: Песах — праздник Исхода евреев из египетского рабства. Евреи говорят: «Наш День рождения».
Праздник чувствовался даже на «репетиции», затеянной для того, чтобы подготовить детей (есть ведь и нерелигиозные) заранее, чтобы те встречали само торжество прочувствованно. Внутри синагоги, под высоченными потолками, сновали родители с детьми — кто шел подписываться на еврейскую периодику, кто — в очередь за билетами на пасхальный седер (то бишь трапезу) в синагоге.
Кипы, шляпы; бантики. Из проигрывателя — развеселая клезмерская музыка.
А в Большом молитвенном зале, где идут приготовления к Исходу из Египта (в смысле — к представлению), из динамиков льется уже другая песня. «We-e are the cha-a-ampions, my friend» группы «Queen». Потом и вовсе — «Богатырская» Пахмутовой — Добронравова: «То не грозное небо хмурится,/Не сверкают в степи клинки, /Это батюшки Ильи Муромца/ Вышли биться ученики!»
— А это можно? Все-таки молитвенный зал, — робко выясняю потом у Анны Бродоцкой, редактора информационного отдела синагоги (мысленно прибавляю: «И как сюда Муромца занесло?»).
— Так синагога — не только храм, но и дом для общения, — объясняет Анна. — К тому же праздник ведь!
Детвора тянулась вверх по лестнице, на второй этаж. Там — длинный стол, на нем в ряд аккуратненькие деревянные скалки, лопатки и пластиковые вилки — и колобки из теста, полуфабрикаты мацы. Дети облачились в полиэтиленовые перчатки/фартуки/ чепчики (иначе все в муке будет), облепили собой стол — и давай орудовать скалками.
— Раскатать, потыкать вилочкой, перевернуть, потыкать, — консультируют другие барышни, тоже «выходцы из Египта».
Малышня, до невозможности утыкав вилками раскатанные лепешки, тащит свои произведения (идеально круглые, или корявые, или вообще «звездой Давида») к импровизированной печи. Такая разрисованная под кирпичи конструкция с надписью «Мацепекарня». Две женщины ловко укладывают лепешки на плитки-противни и доводят мацу до готовности.
Оживленное гудение, в воздух летят полиэтиленовые чепчики, пацаны рассекают по залу катерками — взрослым и в голову не приходит рявкнуть: «Не мешай!» Дети — святое.
Всех зовут вниз, в Большой зал. Представление началось.
На «страшного фараона» обрушатся все казни египетские.
— …Но самым злейшим врагом был фараон, — грозно вещает ведущий. На маленькой нарядной сцене появляется фараон: в золоте-парче, с непроницаемым лицом-маской. Страшно-страшно.
Фараон повелительно воздевает руки, выражая категорическое несогласие с просьбой Моше (Моисея) отпустить еврейский народ по-хорошему.
— Отпусти-и-и нас! — хором просят уже подкованные юные зрители (большая часть расположилась просто на коленях на ковре — у подножия сцены). Фараон, взирая сверху вниз, надменно хохочет. За что, собственно, и получает по полной программе: на него обрушиваются по порядку все десять египетских казней. Правитель давится водой, которая превратилась в кровь; отбивается от огромных лягушек; увертывается от гориллы и льва… И далее по списку.
И всякий раз детвора голосит: «Отпусти нас!» А фараон — ни в какую. До самой десятой казни, умерщвления первенца в каждой египетской семье. И фараон, потерявший сына-первенца, взмолился к евреям: уйдите!
И был Исход; и под задушевную музыку дети водили хоровод.
— Какие виды детей упоминаются в Песах? — забавный вопрос задал собравшимся раввин.
Те, кто знал, перечисляли:
— Умный; злодей; простодушный; не умеющий задать вопрос.
(Смысл — с каждым надо говорить про Исход, и с каждым — по-особенному.)
— Правильно. Но был еще пятый сын, — позволил себе художественную вольность раввин (в Пасхальной Агаде — повествовании об Исходе из Египта — такого нет). — Этот пятый даже не будет знать, что настал Песах. И у каждого из вас есть в городе родственник или знакомый, который не будет знать, что настал Песах, — так расскажите ему!
А потом на сцене, символизируя силу духа еврейского народа, который не сломило рабство, выступал могучий парень Андрей Донской: под ту самую «Богатырскую» гнул тефлоновую сковородку и рвал толстенные «Желтые страницы».
Пахло мацой. То есть праздником. Если кто забудет то, что было на «репетиции», — ничего страшного, тому все напомнят в Песах. И напоминать будут друг другу каждый год, во веки веков.
Раскатать тонкую лепешку — дело непростое.
Детишки с удовольствием уплетают мацу собственного приготовления.
Главное — чтобы маца не пережарилась и была хрустящей.
МАЦА
Ингредиенты — вода (отстоявшаяся, не теплая) и пшеничная мука. Пропорция 2:1. Ничего больше, никакой соли, никакого жира.
Вливаете воду тонкой струйкой в муку, быстро замешиваете. Раскатайте на очень тонкие (до 1 — 2 мм) лепешки, часто-часто проколите их вилкой и выпекайте в духовке на слабом огне (можно в вафельнице).
Весь процесс, от замешивания муки до выпечки, — не больше 18 минут, потом начинается брожение (а все «квасное», т. е. сделанное из перебродившего теста, в Песах запрещено).
Еще один рецепт: сходить в магазин при синагоге и купить готовую и совершенно точно кошерную мацу — 110 рублей кило.
КУЛЬТПРОСВЕТ
- На иврите слово «песах» связано с глаголом «пасах» — «прошел, миновал». Перед последней, самой ужасной казнью евреи принесли в жертву ягненка, его кровью помазали косяки своих дверей — и еврейских первенцев миновала участь первенцев египетских.
- Песах начинается 15 нисана и длится 8 дней (в 2010 году — с вечера 29 марта по 6 апреля включительно).
- Всю Пасхальную неделю в доме иудеев не будет ничего «квасного».
- Главное действие праздника — седер, особая трапеза, которая устраивается в первые два вечера, а главное в главном — воспоминание об Исходе.
Саша ШЕРОМОВА, фото Марины ХОХЛОВОЙ
В следующем пятничном выпуске мы расскажем о традициях христианской Пасхи — православной, католической и других.
Метки: Праздники Религии Продукты
Важно: Правила перепоста материалов