Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 декабря 2024

Итальянский художник привез лодку из мрамора

«Утонет или поплывет?» — волновалась публика, собравшаяся у Невы. Не утонула! За плаванием мраморной лодки по невским волнам наблюдали корреспонденты «ВечЁрки».

В один из последних дней августа на берегу Заячьего острова, напротив Кронверка Петропавловки, собралась толпа. Все молча глядели на другой берег. Там стоял кран. На тросиках к крану подвешена была лодка-моторка — гладкая, блестящая, необычного белого цвета.

— Поплывет или потонет? — раздавались в толпе осторожные реплики.

— Думаете, выдержит?

— А вдруг разломится пополам?

У всех наготове были фотоаппараты и даже камеры.

Причину напряженного ожидания можно было узнать на небольших черно-белых плакатиках, висевших вдоль берега. На них значилось: «Спуск на воду мраморной лодки «Ahgalla II» — здесь».

 


Из-за кронверка на стрежень

Можно было протирать глаза сколько угодно. От этого смысл написанного не менялся. То же самое могли подтвердить и девушки, тут и там ожидавшие гостей. Действительно, лодка под гордым именем «Ahgalla II» — из 5-тонного цельного куска белого мрамора. Это произведение искусства. Сделал ее в 2002 году итальянец, скульптор Фабио Виале. Между прочим, кусок, который сгодился на лодку, Фабио Виале нашел близ города Каррара, неподалеку от пещеры, где брал себе материал великий Микеланджело.

Фабио тоже большой мастер мраморных дел, — говорят, что может сделать из мрамора все, что угодно. Лодка — это только верхняя часть, так сказать, целого мраморного айсберга, самый знаменитый проект скульптора. Еще Виале сваял изваяний на целую выставку — их можно увидеть в известном петербуржцам Лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте. Спуск на воду лодки «Этажи» тоже горячо поддержали, устроили прямо-таки торжественную презентацию, только что без военного оркестра. Все-таки для Петербурга это честь — всего лишь пятый в мире спуск мраморной лодки на воду.

Сам Фабио, молодой высокий итальянец приятной и мужественной наружности, появлялся то тут, то там, улыбаясь всем. Был он в черной рубахе и в белых штанах.

Наконец он появился на том берегу и полез в лодку. Кран пришел в движение, осторожно спуская судно и скульптора в холодные воды Кронверкского пролива.

Все поле ахнуло. Защелкали фотоаппараты.

Лодка уже была на поверхности воды, удерживаемая только тросами.

— Так, наверное, и поплывет на тросиках, — засмеялся кто-то недоверчивый.

Но Фабио смело отцепил все четыре троса, и «Ahgalla II» закачалась на волнах. Заработал мотор на корме, и кусок мрамора поплыл вдоль зеленого бережка. Замечательная картинка.

Увидев, что все благополучно, на пристань заторопились особо приглашенные гости. В порядке заранее составленной очереди Фабио Виале принялся их катать. Гости сидели в лодке притихшие.

 

 

Неисчерпаемый и необъяснимый

Я побеседовал с Марией Ромашевой, гендиректором «Этажей», сразу после того как она вышла на берег.

— Как ваши ощущения?

— Ощущения потрясающие. Очень странно, совсем не похоже на плавание в обычной лодке… Не могу объяснить.

— Расскажите, как вы познакомились с Фабио?

— Это было совершенно случайно, в Турине. Мы приехали к нему в мастерскую, и он вышел к нам во всей своей спецодежде, в наушниках и респираторе, совершенно белый от мраморной пыли. Так что разглядеть его толком было нельзя, но он тут же произвел на меня неизгладимое впечатление. А когда мы увидели его работы — поняли, что с выставкой все решено.

— Какие у него до этого были проекты в Италии? Его там вообще — как, считают… чудаком?

— Чудаком? Да, между прочим, он был представлен на Венецианской биеннале в 2007 году! А это о чем-то да говорит.

— Простите, я не хотел сказать ничего обидного. Это довольно необычные работы даже для современного искусства, согласитесь. А что он представлял на биеннале?

— Да ту же лодку.

— А почему в ее имени стоит цифра «II»? Это действительно уже вторая лодка? С первой что-то случилось?

— Нет, ничего. Просто первая была поменьше, и на ней нельзя катать пассажиров.

— Делился Фабио с вами какими-то дальнейшими замыслами?

— Трудно говорить о замыслах, потому что фантазия у него совершенно неисчерпаемая и непредсказуемая. Лучше просто смотреть на то, что он делает.

— Насколько я понял, нам еще предстоят какие-то мероприятия с участием Фабио Виале. Что это будет?

— В октябре Фабио снова приедет в Петербург — с 15 кусками каррарского мрамора. Он проведет у нас серию мастер-классов для молодых профессионалов — скульпторов, художников, архитекторов. Среди студентов профильных вузов будет проведен конкурс на участие в мастер-классах.

Впрочем, их можно будет наблюдать всем желающим.

 

Кредере, кантаре

Потом лодку подняли из воды, погрузили в транспорт и отправили в «Этажи». Там уже был подготовлен выставочный зал. Я наконец смог подобраться к «Ahgalla II» поближе. Тонкие мраморные борта просвечивали насквозь. Лодка была похожа на дорогую итальянскую ванну.

Там были и другие работы. Например, воздушный шар (конечно, из мрамора). Чтобы он летал, Фабио Виале запустил его в стратосферу. На многокилометровом тросе шарик таскал за собой астронавт. На выставке демонстрируется даже настоящее видео этого момента — если это все, конечно, не пыль в глаза и не мистификация.

Так вот порассуждать можно про каждую работу Виале. Они стоят там, в зале-ангаре «Этажей» словно части футуристического агрегата в ремонтной мастерской. Фабио, похожий на водителя-гонщика этой машины будущего, стоит рядом и улыбается. Он вроде бы спокойный, но в глазах — чертовщинка, присущая итальянцам. Я только что был в Италии и поэтому знаю, о чем говорю.

Я подошел к нему:

— Вы по-английски говорите?

— Совсем чуть-чуть…

— Ну, давайте все-таки попробуем пообщаться?

— Ну вот, аллоре. Уже не понимаю!

— ОК. Бабене. А переводчик? Translator!

 — Переводчик? А у него живот разболелся, он ушел.

— Ну ладно. Лодка у вас — хорошая. Great, понимаете?

— Да, понимаю. Spasibo!

Что говорить. Джоконда из пенопласта, которая на самом деле из мрамора, шины из того же материала — это все понятно. Это вполне та кухня, которой увлечено современное искусство — чтобы рыбное блюдо имело вкус кролика, а свинина казалась цветной капустой. Говорят, такая кулинария была популярна в Древнем Риме, уж не говоря про китайские рестораны.

Но мраморная лодка — это что-то другое. В голову приходят другие персонажи, — граф Калиостро со своей свитой из захаровской «Формулы любви». Там оживляли мраморный истукан — тут заставили мраморное корыто носиться над волнами. Или, может, захаровский же барон Мюнхгаузен мечтал бы о таком…

Пока переводчик не начал маяться животом, Фабио сказал публике: «Россия мне кажется очень теплой страной». Погода была довольно-таки прохладная, так что речь явно о каком-то внутреннем тепле, о сходстве и понимании меж итальянской душой и русской. Где же еще каменную лодку запускать, как не у нас.

И лодка вдруг (может быть, и неожиданно для ее создателя) превратилась в какой-то символ, во что-то очень важное — во всей своей нелепости. И не беда, что ее превращают в пятиминутный аттракцион, как и все остальные работы Виале, в общем-то. В конце концов, какая сегодня еще есть возможность выжить у современного искусства?

Выставка «Мрамор Фабио Виале» будет открыта в Лофт-проекте «Этажи» по 16 октября.

 

Федор Дубшан, Наталья Чайка

↑ Наверх