Женщина снизу вверх
До 4 октября на главной аллее Петропавловской крепости у Инженерного дома — выставка ландшафтных скульптур Веры Виглиной «Кариатида — женщина, несущая мир».
До 4 октября на главной аллее Петропавловской крепости у Инженерного дома — выставка ландшафтных скульптур Веры Виглиной «Кариатида — женщина, несущая мир».
На зеленом газоне — одиннадцать белых скульптур. «Я сознательно отказалась от цвета, — объяснила скульптор, хрупкая женщина с огромным букетом белых лилий, корреспонденту «ВП». — Вот эта работа — видите? — сначала была раскрашена (показывает на композицию «Птицы-цветы»; действительно, если присмотреться, видны следы краски. — Т. К.), а потом я ее отшкурила, потому что цвет мешает воспринимать форму».
Формы скульптур Веры Виглиной — текучие, плавные, очень… женские. Она лепит их снизу вверх — так делали посуду древние женщины до изобретения гончарного круга. И основной сюжет — женщина или то, что ей близко. Каждую работу можно истолковать по-разному, те же «Птицы-цветы»: крылья у них или листья — непонятно, с одной стороны кажутся тем, с другой — этим. Скульптор предлагает женщинам читать «Книгу травы» — в большой глиняной книге вместо страниц зеркало, а поскольку она стоит на траве, в ней и отражается трава: «Читая ее, мы познаем себя».
Женщина может взять да и вырасти из панциря улитки (а может, наверное, в него снова спрятаться), а может обратиться рыбой вместе со своим… рыбенком (именно так). Вот «Девочка с гнездом»: на голове девочки — гнездо с птицей, а в руках-крыльях девочка держит яйцо. «Яйцо — это ее женская сущность… а может, она птичья дочка», — говорит Вера. И даже когда скульптор изображает простой житейский сюжет — девочку с собакой, она переосмысливает его по-своему: собака для ребенка — как дочка и вместе с тем — как мама, потому что девочку охраняет… Поэтому не случайно ребенок и собака одинаковой величины.
«Кариатида» Веры Виглиной — это совсем не «статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру» (так в энциклопедии). Во-первых, эта кариатида — совсем не одетая. Во-вторых, просто стоит на голове и болтает ногами в воздухе. «Она держит землю, опираясь на небо», — говорит скульптор.
«Я живу за городом, поэтому все скульптуры сразу выношу на улицу и проверяю «на ландшафтность». — «И зимой?» — «Ой, с ними ничего не случается, им не страшен ни холод, ни дождь, ни снег. Я выбрала самый лучший материал, даже лучше бронзы (Вера Виглина создает свои работы из крупнозернистой шамотной глины. — Т. К.). Бронза прекрасна, но скульптуры хорошо видны только зимой, а летом, среди листвы, теряются. Здесь, в парке у метро «Горьковская», их же никто не замечает, а зря».
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото Дмитрия МАСЛЯКОВА