Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Жилье для ветеранов: договоры соцнайма вручили, а про лифты забыли

Мало того что петербургские ветераны обращаются на нашу горячую линию «36 квадратных метров» с жалобами на то, что так и не получили к 9 мая 2010 года «президентские» квартиры. Многие из тех, кто их получил, уже больше трех месяцев не могут въехать в новое жилье. Поскольку жить там нельзя.

Мало того что петербургские ветераны обращаются на нашу горячую линию «36 квадратных метров» с жалобами на то, что так и не получили к 9 мая 2010 года «президентские» квартиры. Многие из тех, кто их получил, уже больше трех месяцев не могут въехать в новое жилье. Поскольку жить там нельзя.

Глаз видит, да зуб неймет


Жилищный вопрос участника Великой Отечественной войны — харьковской кампании, страшной Курской битвы, освобождения Венгрии — 88-летнего Алексея Дмитриева был решен еще весной. Власти, по счастью, признали его заслуги и права. Выписали из коммуналки на Дибуновской улице, 21 апреля вручили договор соцнайма на отдельную однокомнатную квартиру в доме № 28/3 по Туристской улице, а 4 мая зарегистрировали по новому адресу. Только старик там ни разу не был. Он просто не может туда попасть. Поскольку квартира находится на 20-м этаже высотного строения, а лифта в нем нет. Да и воду, как холодную, так и горячую, дали только 12 августа... А Алексей Поликарпович ведь не единственный ветеран, которому на выделенные правительством РФ средства петербургские власти купили в этом здании жилье, — всего 107 квартир. И за эту сотню ветеранов Смольный отчитался перед президентом — жилье старикам дали к 9 Мая и, конечно же, ни словом не упомянули о том, что никто из ветеранов в новый дом так и не въехал.


Ветеран уже 3 месяца как выписан из этой комнатушки.


Хотя нет, три недели назад туда въехала одна блокадница — Галина Матеуц. Но ее жизненной позиции можно только позавидовать. Корреспонденты Балтийской медиа-группы, побывавшие в этом доме, затаив дыхание слушали ее рассуждения: «Мне здесь очень нравится — и квартира, и вид из окна. И ездить удобно, и супермаркет рядом. 5-й этаж без лифта? Так ведь ходить полезно. Воды нет? Это мелочи. Я или сама ношу бутыль, или мальчиков-гастарбайтеров прошу, они мне приносят. Вы бы лучше не обо мне писали, а о том, как над стариками издеваются. Я тут старушку на остановке встретила. Вся слезами обливается. Оказывается, ей в новую квартиру можно было вселяться два месяца назад, а ей ни один чиновник ни слова не сказал. Вы про это пишите. А у меня все хорошо».

Виноват вандализм

Газета «Смена» дала статью об этом доме неделю назад. О Галине Матеуц, об Алексее Дмитриеве и о том, как он уже три месяца живет в коммуналке на забитых вещами картонных коробках. На следующий после выхода этой публикации день администрация Приморского района созвала выездное совещание всех профильных ведомств, чтобы решить, что делать. Между собой понимание они нашли и решение приняли. Как сообщили корреспонденту «ВП» представители администрации Приморского района, ГУ «Жилищное агентство Приморского района», застройщика ЗАО «СК «РосСтрой» и управляющей компании ООО «Комсервис», было выявлено: лифты в доме установлены, однако в настоящее время не работают, поскольку в связи с актом вандализма разукомплектован машинный узел. По факту вандализма документы направлены в УВД Приморского района, прокуратуру Приморского района и прокуратуру Санкт-Петербурга. Горячую и холодную воду в квартиры подали 12 августа. Электро-, водо- и теплоснабжение дома осуществляется по постоянной схеме на основании соответствующих договоров, заключенных между управляющей компанией и ресурсообеспечивающими организациями. Телефонная связь в доме проложена. Застройщику предписано в кратчайшие сроки изыскать возможность восстановить работу лифтового хозяйства для обеспечения нужд граждан. Ориентировочный срок восстановления работы лифтов — 1 сентября 2010 года.


Пешком на самый верх не каждый молодой заберется.


Что такое жилой дом

Но корреспондента «ВП» заинтересовал вопрос: как три месяца назад старикам выдавались договоры соцнайма и договоры мены, как их регистрировали по адресам проживания, если дом без лифтов и воды, как ни крути, жилым назвать нельзя?

Как пояснили в администрации Приморского района, основанием для заключения договора социального найма служит административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление в установленном порядке гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма», согласно которому подготовка проекта договора социального найма и его подписание наймодателем осуществляется не позднее 7 рабочих дней с момента поступления в ГУЖА выписок из распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Но ключевое слово в этом документе все-таки «жилые помещения». Таковым, согласно Жилищному кодексу, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. То есть отвечает установленным законодательством требованиям.

Эти требования, прописанные в постановлении правительства РФ № 47 от 26.01.06, состоят из 21 пункта и, в частности, гласят: жилое помещение, равно как и общее имущество собственников многоквартирного дома, должно быть обеспечено инженерными системами — вентиляцией, отоплением, водоснабжением, водоотведением, лифтами и так далее. И все это оборудование опять же должно соответствовать определенным требованиям. Соотнести 21 пункт с реальностью, то есть признать или не признать помещение жилым, должна специальная межведомственная комиссия, в которую включаются представители профильных контролирующих и надзорных органов, созданная федеральным органом исполнительной власти, а именно Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (Госстройнадзор).

Коробка в эксплуатации

Так вот, разрешение на эксплуатацию этого дома было подписано руководителем Госстройнадзора 25 октября 2009 года! Но дальше правды мы не нашли. В администрации Приморского района, в комитете по строительству Петербурга нам подтвердили, что именно разрешение на эксплуатацию, выданное этой службой, утверждает статус жилого дома. Но в Госстройнадзоре корреспонденту «ВП» пояснили, что они подписывают разрешение на эксплуатацию всего лишь коробки, конструкции. И это — просто разрешение застройщику наполнять эту коробку инженерными системами, подключать воду, электричество.

Замначальника ГУЖА Приморского района Надежда Свириденко пояснила корреспонденту «ВП», что вопрос этот и вправду очень неоднозначный: «В этот дом мы готовы были заселять ветеранов уже в мае. А Приморский район — самый застраиваемый в городе — принял наибольшее количество льготников. Их очень много. Выписывать со старых и вписывать на новые адреса всех одновременно просто невозможно. Поэтому мы оформляли договоры социального найма, как только получали согласие ветеранов на вселение. С этим домом сложная история. Но если честно, сейчас все очень запутанно. Мы — обслуживающая организация. Но принимаем на обслуживание только государственные квартиры. В этом доме таких 107 — пятая часть. Остальные находятся на обслуживании управляющей компании, созданной инвестором. Часть наших квартир (не все), когда еще не было истории с лифтами, мы приняли. И, кроме лифтов, за все остальное — электричество, воду (а когда мы принимали квартиры, вода в них была), за то, что они подключены по постоянной схеме, — мы ручаемся. Пустят лифты — примем оставшуюся часть. И сразу же позвоним всем ветеранам, чтобы те вселялись. Что касается признания домов жилыми: Гостехнадзор принимает лифты, Роспотребнадзор оценивает качество воды и санитарные нормы помещений, на каждый элемент системы жизнеобеспечения — свой контролирующий и надзорный орган. И тут строители крутятся как могут. Я знаю дома, где нет государственного жилья, которые контролируются частными управляющими компаниями, — они уже заселяются, а там еще нет постоянных договоров на подключение электричества, воды, отопления — все подключено по временным схемам».


Пока квартиры пустуют, их уже взламывают.


И все-таки Госстройнадзор

В общем, может сложиться ощущение, что своим «ветеранским» указом президент ввел всю строительную отрасль в ситуацию аврала. Но опыт говорит о том, что и без ветеранов в отрасли много проблем. В вопросах сдачи-приемки жилых домов сейчас сам черт не разберется. А должен разбираться прокурор. Еще в мае ему надо было прийти и спросить: а что это у вас воды нет, а лифты где? Но это должен быть прокурор — специалист в строительном праве. Иначе он просто разошлет запросы во все организации, в которые обратился корреспондент «ВП», и все они ответят ему, что ни в чем не виноваты. А потом он из их ответов сверстает результат своей проверки, толку от которой не будет.

Впрочем, на все эти вопросы есть один конкретный ответ. И его корреспонденту «ВП» озвучил начальник юридического отдела ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Юрий Крикалов: «Отправная точка в этом вопросе — разрешение на эксплуатацию, выданное Госстройнадзором. Их комментарий о том, что они принимают только «коробку», — неправильный. Про лифты, могут ли они монтироваться после сдачи дома в эксплуатацию, в данный момент я вам не скажу, врать не буду. Хотя 25 этажей диктуют и это требование. Но то, что в доме, сданном в эксплуатацию, обязательно должны быть вода, электричество, канализация, — в этом нет никаких сомнений. А тем более тут прошло 9 месяцев. Так что ситуация очень скандальная».

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

↑ Наверх