Живут своим искусством
Корреспондент «ВП» побывал в гостях у Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова
Корреспондент «ВП» побывал в гостях у Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова
Двукратной олимпийской чемпионке по фигурному катанию Людмиле Белоусовой, которая выигрывала в состязаниях дуэтов в Инсбруке-1964 и в Гренобле-1968 в паре со своим супругом Олегом Протопоповым, в ноябре исполнилось 75. Корреспондент «ВП» решил лично поздравить знаменитую спортсменку по случаю юбилея, отправившись во время январского чемпионата континента по фигурному катанию в швейцарский городок Гриндельвальд, где после эмиграции из Ленинграда в 1979 году устроились Людмила и Олег.
Ехал с тяжелым чувством — пустят ли, найдутся ли апартаменты? Ведь на берегах Невы ходили слухи, что из арендованной квартиры Белоусова и Протопопов «выселились» по финансовым причинам, а нового жилья не нашли.
Здесь цены канадцев «кусают»
В Гриндельвальд ведет «зубчатая» железная дорога. Когда машинист «выбрасывает» шестеренку на чугунную рейку, лязг слышен жуткий, а вагон словно толкают резко снизу. Нет на дорогах серпантинов, путь проложен прямо по холмам и горкам, по крутым подъемам — и без этого, увы, не обойтись: иначе поезда, которые здесь ходят как швейцарские часы, «забуксуют» или вовсе свалятся с откоса высотой 1030 метров над уровнем моря.
В XVIII веке в этот город приезжал историк Карамзин — полюбоваться ледниками, которые «манят путешественников». Вообразите себе: «между двух гор (пик Айгер и гора Юнгфрау. — Прим. авт.) огромные кучи льда или множества ледяных высоких пирамид», — отметил он в записках. Историк в Гриндельвальде, по его же собственным словам, спотыкался и полз, хватаясь руками за камни, чем вызвал дикую ярость своего проводника.
Салтыков-Щедрин и Бунин пешком поднялись на Юнгфрау. Дмитрий Мережковский сочинил целый стих «Гриндельвальд». А Лев Толстой здесь ночевал 1 июля 1857 года. Заметил кратко: «Красоты Grindelwald и женщины, как русские бабы. Особенно хороши служанки — нижнюю пощупал, верхнюю тоже». Еще Лев Николаевич кипел от возмущения здешними ценами на услуги проводников: «Ужасный счет».
Мало что здесь изменилось с тех пор. Особенно в том, что касается цен: кусаются они здесь даже больше, чем в дорогущем канадском Уистлере — фешенебельном горном курорте, который в прошлом году принимал соревнования Белой олимпиады. В частности, в самой дешевой и «убогой» квартире для туристов (правда, с завтраком) — в шале «Даун-Таун-Лоджь» — за ночь берут 38 франков.
«У нас в Уистлере прокат инвентаря и то дешевле, — щелкали пальцами в беседе с корреспондентом «ВП» две юные канадки. Психолог Лия и «модный художественный фотограф» Дженнет недавно закончили обучение в университете и позволили себе три месяца «слоняться» по альпийским странам. — На горных лыжах и сноуборде мы здесь не катались: тащить доски с собой было бы слишком хлопотно, а здесь, в Гриндельвальде, все дорого — без ботинок лыжи стоят 54 франка в день, с ботинками — 75 франков. А еще надо оплачивать подъемник и гостиницу: за три месяца мы разорились бы».
Какой язык до шале доведет?
Ледовая арена, где Людмила и Олег катаются каждый день, когда оба здоровы, находится рядом с вокзалом — ходьбы пять минут. Спортцентром называется. При нем есть тренажерный зал, бассейн и ледовый каток площадью 30 х 60 метров, с трибунами примерно на тысячу зрительских мест. На стадионе этом регулярно проводятся матчи по керлингу в рамках швейцарского чемпионата. Там же разместилась и «Швейцарская школа лыжного спорта и сноуборда».
Жители города имеют право выходить на лед бесплатно — с десяти утра до полудня и с двух часов дня до пяти вечера. Не потому, что в остальное время проход платный, — просто каток закрыт.
Найти дом Белоусовой и Протопопова в Гриндельвальде оказалось непросто. Людмила и Олег не обладают статусом почетных граждан города, чтобы на их апартаментах размещалась бы какая-нибудь, скажем, информационная доска.
«За восемь лет, которые я выдаю лыжи курортникам, Людмила и Олег сюда ни разу не зашли, — ответил на вопрос, насколько наши земляки здесь популярны, Кристиан из центра проката снежного инвентаря. — Они уже стары для горных лыж. Я-то, допустим, знаю, кто они такие, но вот наша молодежь уже не узнает их на улицах».
«Белоусова и Протопопов? Кажется, они живут в отеле «Швайцерхоф», а не в приватном секторе, — чуть не завела корреспондента «ВП» в очередной гриндельвальдский тупик пожилая фрау. — Но это тоже в трех минутах ходьбы от катка и вокзала».
Неужели, подумалось, и правда олимпийских чемпионов выселили из квартиры, как рассказывали в Питере, и они вынуждены мыкаться по разным углам?
«С чего вы взяли? Их шале — на Шпильштадтштрассе — под горой, — развеял опасения Петер Кауфман, скромный служитель скромного отеля, который выносил в тазу сушиться мокрое белье. — Но я вас туда провожать не пойду — очень дорога крутая и скользкая. Упаду, сломаю себе что-нибудь, а кто мне возместит ущерб? Там только русские и ходят — ха-ха!»
«А знают ли Людмила и Олег немецкий?» — интересуюсь.
«О, да, зеер гут! Олег хороший человек. Но я с ним общаюсь не часто».
Их жизнь — словно хорошая спираль
«Мы действительно когда-то жили в «Швайцерхофе», владельцы которого наши друзья, — заметила Людмила Белоусова, приглашая в квартиру. — Но только первые три года, когда эмигрировали. Ну а с 1982 года в Гриндельвальде живем здесь, в шале «Аамолтра». «Вишня» — в переводе».
«Вишня» трехэтажная, но выглядит игрушечной. Даже не верится, что в ней шесть отдельных квартир помещается. «Подвал», рассказывают, тоже обитаем.
За квартиру двукратные олимпийские чемпионы даже не платят сами. Банк, которому принадлежит жилье, просто снимает ежемесячную плату со счета спортсменов. Людмила удивляется питерским слухам. Впрочем, по ее словам, кто только не выдумывал о них разные небылицы. То рассказывали, будто бы у них здесь отыскалась богатая родственница, которая держит фигуристов на «полном пансионе», то они якобы затеяли судебный спор с руководителями ледового шоу.
Гостиная — зал многоцелевого назначения: столовая, огромный телевизор с плазменной панелью, по которому Людмила и Олег просматривают в том числе соревнования по фигурному катанию, а также раритетная кинокамера на колесиках, аккуратно накрытая пленкой, — с ее помощью супруги снимали фильм о самих себе. Монтировали в соседней комнате. Но фильм не вышел в свет — он пополняется новыми кадрами.
А на стенах — две картины маслом с видами нашего города. Подарок питерских художников. И фото с лебедями на стене — намек на «лебединую» супружескую верность.
«Один наш друг, бывший дантист, ныне владелец компании по производству зубной пасты в Солт-Лейк-Сити, подарил нам календарь «штучной работы», где разместил фотоизображения всех членов его многочисленного семейства», — рассказала Людмила Евгеньевна, когда корреспондент «ВП» вручил ей к юбилею календарь от Балтийской медиа-группы.
В Гриндельвальде Протопоповы живут только зимой. Весну и лето проводят в Америке — катаются в шоу в Бостоне, а также в Лейк-Плэсиде, где у них тоже есть апартаменты.
Людмила достает картонную коробку. В ней — все медали и награды фигуристов, в том числе четыре ордена Трудового Красного Знамени. Гордость хозяйки — регулярно приходящая в дом почта от поклонников. В январе прислали письмо из Германии — просили подписать газетную статью и фотографии.
Олег берет свой портативный фотоаппарат — снимает питерских гостей. Он не исключает, что какие-то фрагменты могут быть использованы в свою очередь в его новых книге и фильме. Фильм когда-нибудь станет наследием. Называется он «Спираль жизни». «Наша жизнь, как спираль, и она, жизнь, хорошая», — считает Белоусова.
Евгений КОВАЛЕНКО, фото автора