Жорес Алферов хочет побыстрее пережить торжества
Нобелевский лауреат, вице-президент Российской академии наук и депутат Госдумы Жорес Алферов, придумавший гетероструктуры (на их основе созданы мобильники, светодиоды, лазерные указки и т. д.), которые прочно вошли в нашу жизнь, очень любит шутку и считает, что без чувства юмора наша наука в последние десятилетия не выжила бы. Сегодня нобелевскому лауреату — 80.
Нобелевский лауреат, вице-президент Российской академии наук и депутат Госдумы Жорес Алферов, придумавший гетероструктуры (на их основе созданы мобильники, светодиоды, лазерные указки и т. д.), которые прочно вошли в нашу жизнь, очень любит шутку и считает, что без чувства юмора наша наука в последние десятилетия не выжила бы.
Жорес Алферов Фото: Ростислав Кошелев, БалтИнфо
О калитке Алферова и дружбе со Спасским
Многие забавные истории — фирменные алферовские байки — давно ходят в научных и околонаучных кругах. По ним можно проследить чуть ли не всю жизнь ученого: и то, как он в юности перепрыгнул порог калитки и получил сотрясение мозга, после чего «пошли один за другим успехи в науке», и то, как сыграл вничью с чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским, и то, как ему дал дачу Григорий Романов, принципиальный противник личных дач, и как объявление о разводе Алферова (дело было связано с его «первым, скоротечным браком, о котором вспоминать не хочется») опубликовала «Вечёрка» в рубрике «Юмор наших друзей»... Но теперь, к 80-летнему юбилею ученого, ровно 80 историй, записанных журналистом Аркадием Сосновым, оформлены в книгу «Калитка имени Алферова».
«Я эту книгу рассказал, а Аркадий записал», — признался Жорес Иванович на пресс-конференции в БИА, но тот его тут же подредактировал. «Жорес Иванович эту книгу прожил», — заметил журналист.
«Это не история научных открытий, не история физики, это то, чего нам так не хватает — интимных минут откровения. Жорес Иванович запомнил краски, запахи жизни, поэтому книга легка и читабельна, она может быть явлением. Я поздравляю вас с удачей», — включился в разговор писатель Даниил Гранин.
«Развал Советского Союза — моя личная трагедия»
И все-таки накануне своего 80-летнего юбилея Жорес Иванович не склонен шутить — его беспокоит будущее науки. «Мое настроение перед юбилеем отнюдь не праздничное. Для меня боль души, я постоянно думаю об этом — что нужно развивать науку в университетах, а не катить бочку на Академию наук, которая есть, была и будет и в которой по-прежнему сосредоточен основной потенциал страны». К сожалению, заметил ученый, уже никого нет из тех, кто реально делал первые советские транзисторы, кто реально делал специальные приборы для нашей атомной индустрии. «Самая большая моя личная трагедия — это развал Советского Союза. Трагедия, что великую страну со всеми ошибками и преступлениями, которые у нее были, но и с огромными достижениями, страну, в которой реализовывалась идея социальной справедливости, взяли и уничтожили», — сокрушался Жорес Иванович.
Эпоха Алферова
Однокашник Алферова по ЛЭТИ, а ныне почетный ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Борис Фирсов отвлек академика от грустных мыслей и вспомнил байку № 12, участником которой был он сам: как Алферову не давали ленинградскую прописку. «В советское время жизнь очень талантливого человека часто висела на волоске, — углубился в прошлое Борис Максимович, — могло случиться так, что Жорес полетел бы совсем по другой траектории, и это было бы печально для современной физики. Мне выпала карта помочь ему с постоянной пропиской — страшно подумать, что было бы с физикой, если б этого не произошло». «Зато у белорусской физики был бы нобелевский лауреат», — спрогнозировал Аркадий Соснов. «Я знаю, что в этой книге твои страдания, мучения, глубокие переживания, боль за страну — много вещей, свойственных тебе, как замечательному человеку, — продолжал Борис Фирсов. — Но пройдет время, и мы будем говорить, что жили в эпоху Алферова».
Жорес Иванович шутливо заявил, что ему предстоит тяжелый период — пережить этот юбилей, и он понимает, что придется «слушать очень много слов о том, какой я хороший ученый, и прочая...».
Нобелевский лауреат признается, что у него много желаний, хотелось бы, чтобы Академический университет получил поддержку правительства, но главное — возродить науку, высокие технологии в стране.
Есть у Алферова и горькие мысли: семь лет назад не построили по предложению немецкой стороны завода микроэлектроники в Петербурге, а «была бы современная микроэлектронная промышленность, был бы заказчик». Теперь есть подвижки, но мы отстали.
«О прошлом для будущего»
Жорес Иванович поделился сокровенным — что еще к своему 75-летию начал писать книгу «О прошлом для будущего». Написал только пять глав, остановился на том, как окончил ЛЭТИ. Хотел писать дальше о том, что происходило в стране, в науке, в том числе о любимом Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе, в котором проработал 55 лет и потом ушел... «Хотелось бы написать о многом, как говорится, с каждым днем становится все меньше людей, лично знавших Наполеона», — пошутил Алферов, но работа отнимает у него слишком много времени, хотя она, по его выражению, и «великолепный отдых».
«Жорес Иванович, вас не раз выбирали почетным доктором — сколько у вас мантий?» — поинтересовалась ваш корреспондент. «Штук пятьдесят» — «И где они хранятся?» — «Большая часть в тех университетах, которые выбирали меня почетным доктором... Но у лауреатов нобелевской премии мантии нет — есть медаль, диплом и значок», — пояснил Алферов и показал на лацкан пиджака, где был приколот маленький круглый значок с профилем Нобеля.
«Жорес Иванович, — не унималась «Вечёрка», хотя академик уже надел куртку и простую черную вязаную шапку, собираясь уходить, — сегодня было сказано, что если бы вас не прописали в городе, то траектория вашей жизни пошла бы по другому пути...» — «Нет, — хитро улыбнулся Алферов, — я все равно бы остался в Ленинграде...»
16 марта в честь 80-летия нобелевского лауреата, почетного гражданина Санкт-Петербурга Жореса Алферова пройдет торжественный вечер в Большом зале Филармонии имени Д. Д. Шостаковича — он откроет VIII Фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга» 2010 года, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.