Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

К штыку приравняли перо

Защита детей от вредной информации может стать оружием против самой информации и культуры в целом

Защита детей от вредной информации может стать оружием против самой информации и культуры в целом



В скором будущем вступит в силу Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Россия приняла этот закон вслед за рядом западных стран. Там он — помимо прочего — является составной частью законодательства в сфере ювенальной юстиции. Той самой, о целесообразности введения которой в России сейчас идут бурные дебаты. Напомним, ювенальная юстиция обеспечивает особый порядок ведения и рассмотрения дел, связанных с несовершеннолетними. В том числе — в части изъятия детей из семей, где они подвергаются физическому и психологическому насилию.
Новому закону посвящен очередной выпуск приложения «Наши права».

Отчего у тебя такие большие зубы?..


Закон об информационной безопасности детей может стать частью ювенальной юстиции и у нас. А значит, родителям, педагогам и всем, кто связан с детьми какой-то частью своей деятельности, стоит знать об этом законе подробнее. А то вполне могут попасть в ситуацию, когда детей заберут из семьи и определят в приют лишь из-за того, что им регулярно перед сном читали кровавый триллер под названием «Красная Шапочка» Шарля Перро.
Думаете, бред? А вот и нет. В США эта сказка в первоначальном варианте уже признана опасной для детской психики. Поэтому недавно ее привели в «толерантный» вид: волк бабушку и девочку не ест, соответственно из его вспоротого живота они не выпрыгивают, а охотники всего лишь заставляют волка освободить пойманных им жертв и потом вместе устраивают вегетарианский праздник.
Родителям теперь придется строго следить, чтобы их чада не имели доступа к информации, которая по новому закону может быть признана вредной для детей, — иначе их могут строго наказать. Например, взять под надзор органов опеки.
К определенной самоцензуре придется прибегать также в СМИ, на радио и ТВ, при производстве фильмов и спектаклей... Свою продукцию деятелям культуры, издателям и прокатчикам придется маркировать специальными знаками в зависимости от возраста публики, которой она предназначена. Ну а родителям, воспитателям и педагогам можно будет допускать детей только к тем видам информации, которые соответствуют их возрасту.

Каренину надо запретить?

В новом законе перечислены виды сведений, которые для детей категорически запрещены. Они содержатся в пункте 2 статьи 5 нового закона. Это следующая информация:

  •  побуждающая детей к действиям, угрожающим их жизни и здоровью — в том числе своему, вплоть до самоубийства;
  •  побуждающая пить — включая пиво, курить, употреблять наркотики и психотропы, принимать участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  •  обосновывающая или оправдывающая насилие и жестокость к людям или животным;
  •  отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
  •  оправдывающая противоправное поведение;
  •  содержащая нецензурную брань и информацию порнографического характера.

Как видите, список весьма неоднозначный. Например, «Анна Каренина» в соответствии с этим законом должна попасть под полный запрет даже для старшеклассников, так как вполне подходит под пункт об отрицании семейных ценностей или оправдании насилия и жестокости — в зависимости от вектора восприятия читателем самой Анны и людей, ее окружающих. «Граф Монте-Кристо» — из той же серии: за наркотики в связи с употреблением опиума. Да и сюжет «Трех мушкетеров» Дюма вполне можно подогнать под противоправное поведение.

Ограничения по возрасту

Помимо полностью запрещенной закон содержит определение четырех видов информации, которые разрешены детям — но только с определенного возраста. К ним относится следующая информация:

  •  с изображением или описанием жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  •  вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе — о ненасильственной смерти, болезни, самоубийстве, несчастном случае, аварии или катастрофе, если изображение и описание даны в форме, унижающей человеческое достоинство;
  •  в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  •  содержащая вполне цензурные бранные слова и выражения.

А теперь представьте, как надо изменить программу по литературе и вообще весь круг детского и подросткового чтения, чтобы соответствовать этому закону! Шолохов и Фадеев, Толстой и Достоевский, Диккенс, Золя, Бальзак, Стендаль, Марк Твен, множество сказок и легенд — весь золотой фонд российской и мировой литературы! А уж кино и даже балет с оперой — их работа на детскую аудиторию вовсе может оказаться под вопросом!

Информацию поделят на классы

 

 

Законодатели обязали авторов, производителей и распространителей информации самостоятельно относить тот или иной продукт к определенным законом классам. Причем еще до начала ее оборота на территории РФ. Для этого им придется тратиться на привлечение экспертов — и, соответственно, закладывать эти расходы в стоимость конечного продукта, который оплатим уже мы с вами из собственного кармана.
При этом экспертной оценке подлежат не только тематика, жанр и содержание произведения литературы, кино или СМИ, но также их художественное оформление. Все это будет проверяться на предмет особенностей восприятия детьми разных возрастов.
Закон определяет пять классов, которыми придется теперь маркировать всю имеющуюся в нашей стране разнообразную информацию: до шести лет, после шести лет, после двенадцати лет, после шестнадцати лет и полностью запрещенная для детей.
В семье еще как-то можно будет обойтись старыми накоплениями в виде книжных собраний, видео- и аудиотек, но в детских садах, школах и даже в многочисленных кружках и секциях использовать можно будет только маркированную по классам продукцию. Знаки для каждого класса еще, правда, только предстоит разработать — но за этим дело наверняка не заржавеет.
А теперь о каждом классе несколько подробнее.

  •  Для малышей до шести лет подходят только те произведения, в которых могут быть (или не быть совсем) эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического или психического насилия (кроме сексуального). Но только при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве. (Интересно, сказки про волка и лису, которые рыбку ловили, или про колобка, неоправданно съеденного лисой, — останутся в итоге в обороте или нет? Добрый колобок с его стремлением к свободе передвижений съеден рыжей разбойницей! Ну как это перенести в свете настоящего закона!)
  •  Для шестилеток и постарше подходят произведения уже более широкого круга: короткие и ненатуралистические сведения о заболеваниях человека и их последствиях (кроме тяжелых) — в форме, не унижающей человеческого достоинства. Такие же требования относятся к описаниям несчастного случая, аварии, катастрофы либо смерти — без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику. И наконец, любая информация для детей до 12 лет об антиобщественных действиях и преступлениях допускается только в том случае, если в ней есть осуждающее отношение к их виновникам.
  •  После 12 лет жестокость и насилие в информации допустимы уже эпизодически, а не только «коротко». Но тоже без натурализма и с осуждением виновных. К этому добавляется запрет на пропаганду (в том числе ненавязчивую) алкоголя — включая пиво, азартных игр, табака, наркотиков и психотропов, бродяжничества. Обо всем этом вообще-то можно писать, говорить и показывать — но при условии их осуждения и указания на опасность. Эти запреты вроде бы дело хорошее, если без фанатизма — если бы они распространялись на все сферы информационного воздействия. Но, увы, один из самых главных источников информации на эти темы — реклама — под запрет как раз не подпадает, так как к сфере действия закона не относится. Кроме того, запрещено эксплуатировать интерес к сексу. Зато разрешена информация о половых отношениях — но опять-таки эпизодическая и далекая от натуральности.
  •  Для юношества (после 16 лет) свободы уже гораздо больше. Но, хотя паспорт у таких детей уже есть, ограничения для них все равно прописаны. Всяческие напасти — аварии, катастрофы, болезнь и смерть — разрешены для информации, но опять-таки без натурализма, который ведет к страху, ужасу или панике.

Информация о насилии, жестокости, наркотиках тоже разрешена — при условии сострадания к жертвам и их осуждения. Правда, из этого есть исключение: кроме случаев, когда насилие и жестокость исходят от… государственных органов.
Даже брань допускается — кроме нецензурщины. Равно как и сведения о сексе — но только между мужчиной и женщиной и без конкретики о «действиях».


Ищите знаки

Вся информационная продукция должна иметь специальные значки допуска по возрастам. Хорошо хоть, что это не относится к официальным учебникам и учебным пособиям, допущенным Минобрнауки. А то учебники анатомии и истории, например, пришлось бы в сейфах держать. Не распространяются запреты также на прямой эфир и периодику общественно-политического или производственно-практического характера.
Что касается зрелищ, до их начала всей информационной продукции должен быть присвоен специальный знак. Если на спектакле или фильме могут быть дети разных возрастов, публику положено «отсекать» по детям старшей возрастной категории. Знаки придется размещать на афишах, на входных билетах, приглашениях и даже контрамарках. Соответственно, посещение зрелищ детьми младше указанного в знаках возраста — запрещено (!). Кто не увидел или просто не прочитал — без напоминания все равно не останется. Таковых положено оповещать звуковым сообщением перед началом зрелища.
Кроме того, возрастные ограничения должны быть приложены к прокатному удостоверению аудиовизуального произведения и к свидетельству о регистрации в качестве СМИ — в том числе печатного.
Знак информационной продукции должен быть расположен в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Размер — не менее пяти процентов площади экрана. Может быть применена также бегущая строка. Те же требования — пять процентов площади — относятся к размерам знаков на афишах, билетах, иных документах на право входа.
Знаки информационной продукции по возрастам обязательно должны присутствовать в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах.
В радиопрограммах сведения об ограничении должны публиковаться в начале и после каждого прерывания трансляции.
При размещении рекламы о ТВ- и радиопередачах, потенциально запрещенных для детей, нельзя использовать их фрагменты.

Запрет на время

Информационная продукция, полностью запрещенная для детей, запрещена к распространению в эфире в строго оговоренное законом время. Таких фильмов и передач не может быть в сетке теле- и радиовещания с 4 до 23 часов по местному времени. Правда, такое ограничение не распространяется на вещание на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
Информация, которую детям допускается преподносить в ограниченном законом виде в зависимости от возраста, не может включаться в сетку вещания с 7 до 21 часа по местному времени — опять-таки кроме платных программ с декодированием.
Соответственно, если зрители и слушатели обнаружили в неположенное время программу, подпадающую под запрет, они вправе обращаться в комитет по печати, ФАС, прокуратуру и прочие органы власти с требованием обязать соблюдать закон и даже применить наказание.
Кроме того, следить за исполнением закона и применять для этого все нужные технические и программные средства обязаны все владельцы и работники мест публичного доступа в Интернет.

Осторожно, обложка


Все требования нового закона о безопасности информации для детей в полной мере относятся не только к продукции, которая изначально предназначена для детей разного возраста. Они распространяются также на:

  •  первую и последнюю полосы газет;
  •  обложки тетрадей, дневников, учебников, книг;
  •  обложки любой полиграфической продукции, запрещенной для детей, — при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей.

Кроме того, запрещенная для детей информационная продукция разрешена к продаже в публичных местах только в запечатанных упаковках. Ограничения на торговлю такой продукцией аналогичны запретам на продажу табака и алкоголя ближе ста метров от границ территорий школ, садиков и прочих мест скопления детей.

Возврат к цензуре?

В свете всего вышеописанного совершенно непонятно, зачем этот закон вообще появился на свет. Он дает неограниченное поле деятельности ханжам, идиотам, чинушам, ориентирующимся только на букву инструкции и заботящимся только о мнении начальства. Неужели нашим законодателям нечего больше делать, кроме как пытаться ревизовать всю историю человеческой культуры и загонять ее в рамки, определенные узостью собственного мышления?
Разумеется, определенные ограничения в информации для детей должны быть. Но, во-первых, они скорее из сферы нравственности и морали, которые никакими писаными законами не регулируются. А во-вторых, те запреты, которые действительно нужны, уже содержатся в ряде других законов и подзаконных актов. Надо только их исполнять — и все.
Неудивительно, что многие видные деятели культуры, педагоги, политики высказались резко против этого закона. Благодаря их вмешательству в законе появился пункт, который исключает из сферы его действия «информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Однако критерии этой значимости в законе не прописаны. Да их и невозможно определить достаточно точно! А это означает, что правоприменительная практика по данному закону опять-таки отдана на откуп «исполнителям» в лице чиновников и прочих не слишком-то культурных лиц.

Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх