Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

К весне будет ясно

Новый председатель жилищного комитета Петербурга Юрий Осипов уверен, что ветераны-очередники получат полагающееся жилье вовремя. «Вечёрка» задала ряд вопросов, связанных с этой проблемой.

Новый председатель жилищного комитета Петербурга Юрий Осипов уверен, что ветераны-очередники получат полагающееся жилье вовремя.

Куда делись очередники?

— Юрий Львович, «Вечёрка» уделяет особое внимание программе предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны. В связи с этим хотелось бы начать нашу беседу именно с вопросов, связанных с этой проблемой. В нашей редакции — множество обращений ветеранов, которые считают, что имеют право на жилье, но чиновники им отказывают. И некоторые цифры действительно выглядят крайне странно.

Так, в Петербурге на 1 января 2008 года в очереди на улучшение жилищных условий состояло, по официальным данным, 17 547 семей ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Это число было названо губернатором итоговым и окончательным — после тщательной сверки очереди и ее «чистки» от ветеранов, которые потеряли право на очередь в связи с улучшением своих жилищных условий. А в мае 2009 года губернатор назвала уже иное окончательное число ветеранов-очередников в Петербурге — чуть более 7000 человек. Куда же делись 10 тысяч очередников? Нельзя ли выяснить, за счет чего так внезапно и, главное, вовремя сократилась очередь ветеранов-льготников?


— С момента выхода указа президента РФ от 7 мая 2008 года № 714, учитывая сжатые сроки его исполнения и значительное количество очередников, подпадающих под его действие, все районные администрации города активизировали действия по актуализации базы данных. В администрациях заново проверили документы, дающие право на очередь на жилье. В результате были выявлены семьи ветеранов Великой Отечественной войны, утратившие основания на получение квартир. Они перестали нуждаться в улучшении жилищных условий. Причины для этого могли быть разные: изменение норм действующего законодательства по учету нуждающихся в жилье; изменение состава семьи и соответственно количества квадратных метров, которые приходятся на каждого ее члена; выезд за пределы Петербурга; приобретение жилья в собственность...

Улучшая свои жилищные условия, ветераны чаще всего не извещали об этом органы исполнительной власти и продолжали числиться на учете как нуждающиеся в жилье. Кстати, даже если бы этой предварительной сверки не было, ветераны, потерявшие основание числиться на учете, при подходе их очереди все равно должны были бы представить в администрацию все данные с учетом последних изменений и были бы исключены из очереди.

В итоге на 1 января 2009 года в соответствии с указом президента РФ обеспечению жилыми помещениями подлежали 8432 ветерана войны. За полтора года с момента начала действия указа президента предоставлены жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга 1180 ветеранам. Еще 322 ветерана получили безвозмездные субсидии на приобретение жилых помещений. Всего жилищные условия улучшили более полутора тысяч человек. Все остальные ветераны-очередники получат новое жилье не позднее 1 мая 2010 года, как и установлено указом президента.

Жалоб что-то маловато

— Хотелось бы узнать вашу точку зрения на состояние дел в сфере ЖКХ города: приходится ли вам на новом посту «разгребать завалы» или «принимать эстафету»?


— Разумеется, преемственность сохраняется. Однако изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве Петербурга, которые мы обязаны провести в соответствии с федеральной реформой ЖКХ, идут непросто. Город у нас особый — мегаполис, город-памятник. Аналогов в стране нет. Какие-либо ошибки могут обернуться катастрофой для ценнейших объектов. Поэтому разумная осторожность во внедрении всяческих новшеств в сфере управления коммунальным хозяйством должна присутствовать обязательно. Например, сейчас запланировано изменение порядка предоставления льгот по оплате ЖКХ. Удивительно, но некоторые общественные организации — против. Возможно, просто недопонимают...

— Некоторые воспринимают нововведение как очередную «монетизацию». Не кажется ли вам, что корень всех проблем — в недостаточной законопослушности жилкомсервисов и иных управляющих компаний?


У нас, в «Вечернем Петербурге», была возможность ознакомиться с договорами, которые сотрудники ЖКС и ГУЖА заставляют подписывать собственников квартир в домах, выбравших способ управления. За редкими исключениями они не соответствуют ни Жилищному кодексу, ни постановлению правительства РФ от 13 августа 2007 года о правилах содержания общего имущества дома, ни правилам предоставления коммунальных услуг — особенно в части разграничения полномочий. Собственники квартир не в силах повлиять на содержание таких договоров и вынуждены дополнительно платить за те услуги, которые уже оплачены и «сидят» в существующих тарифах. В силах ли жилищный комитет повлиять на сложившуюся практику и собирается ли это делать?

— Наша цель — чтобы у каждого дома появился хозяин. Повернуть сферу ЖКХ к населению пытаются давно, но только в последние годы наметились определенные сдвиги. Я пока только вхожу в курс дел и стараюсь больше внимания обращать на те проблемы, которые наиболее часто вызывают жалобы населения. Разве это порядок, если пенсионерка жалуется, что два года в эркере нет отопления? Почему исправить ситуацию удается только после нашего вмешательства, когда вопрос вроде бы должен решаться автоматически в пользу потребителя? А ведь пенсионеры — чуть ли не единственная категория населения, которая вносит квартплату самым аккуратным образом. Да за такого клиента в коммунальных службах обеими руками должны держаться!

Вместе с юристами постараемся внимательно проанализировать эту проблему. Однако смею вас заверить, что жалоб на содержание договоров с УК или ЖКС в комитете нет.

Чем мы хуже москвичей?

— Как известно, жители платят за тепло в своих квартирах по нормативам, но управляющие организации рассчитываются за потребление тепла домом в целом по показаниям счетчиков — они есть уже в 55% домов. Разница в сезон на крупный многоквартирный дом достигает 2 — 3 миллиона рублей. На город в целом — миллиарды. Эти деньги оседают на счетах тепловиков или управляющих организаций.

Предполагается ли провести в Петербурге сверку и вернуть эти деньги населению? Например, в Москве сейчас возвращают жителям 8,5 млрд. за 2008 год...


 — Мы давно поднимаем этот вопрос: сверка действительно необходима и обязательна в соответствии с действующим законодательством. И не только по поставкам тепла, но и по другим ресурсам — горячей и холодной воде, к примеру. Однако поставщики ресурсов этой процедуре сильно сопротивляются. Надеюсь, в ближайшее время все-таки удастся добиться того, чтобы законодательство было соблюдено.

Капремонт становится мучением

— Заканчивается первый год участия Петербурга в программах Федерального фонда реформирования ЖКХ. Можно ли на основании имеющегося опыта оценить плюсы и минусы практики, сложившейся в Петербурге в ходе использования средств этого фонда для капремонта?


— Частично программа успешна. Расселяются ветхие дома, во множестве зданий сделан капитальный ремонт, чего без средств фонда реформирования ЖКХ пришлось бы дожидаться еще очень долго. Но все же первый блин у нас оказался немного комом. Дело в том, что деньги из Федерального фонда в город пришли только в июле — августе вместо февраля или марта. Соответственно, организации, выигравшие конкурс на проведение капремонта, вынуждены были задержать начало работ. Лучшее для ремонта время было упущено. С этим и связаны мучения жителей в тех домах, где капитальный ремонт не успели закончить до наступления отопительного сезона. К счастью, их все же не так много, как мы первоначально опасались. Но ведь не могли же мы отказаться от этих денег! Это грозило дальнейшим обветшанием жилого фонда, который и так не в блестящем состоянии.

Есть и другие сложности. Так, условия конкурсов на работы по капремонту в этом году определяли федеральные правила, по которым единственный ориентир — минимальная цена. Зачастую этого недостаточно. Надеюсь, в следующем году все это удастся учесть и избежать подобных ошибок.

↑ Наверх