Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 5 ноября 2024

Каждый дом превратится в «электрокоммуналку»

Судя по состоявшейся дискуссии, «Петроэлектросбыт» хочет добиться полного изменения системы поставки и оплаты электроэнергии. Ввести такой же порядок, как при оплате воды и тепла. Энергетикам необходимо, чтобы на вводе в каждый дом стоял один-единственный общедомовой счетчик и множество поквартирных.

К этому может привести установка единых счетчиков в многоквартирных домах, считают независимые специалисты.

Данный вопрос обсуждался на круглом столе, в котором приняли участие Евгений Новоселок — заместитель генерального директора «Петроэлектросбыта», Валерий Вогачев — заместитель председателя жилищного комитета Спб, Марина Акимова — председатель ассоциации ТСЖ и ЖСК Петербурга и Юрий Грудин — от общества  потребителей СПб и ЛО.

Суть изменений, которые предлагают нам энергетики, на первый взгляд проста, понятна и, по их мнению, где-то нам даже выгодна. Скоро во всех пунктах приема платежей «Петроэлектросбыта» плательщикам начнут предлагать подписать договор, который и будет основой всех дальнейших отношений петербуржцев с этой организацией.


Предлагаемые энергетиками новации осложнят жизнь порядочным людям, честно оплачивающим свои счета.


По мнению Евгения Новоселка, дело это давно назревшее. Ибо до сих пор потребители получали электроэнергию по «устному» договору с поставщиками — именно так Евгений Борисович и заявил. Я, правда, не припомню, чтобы о чем-то устно договаривалась с энергетиками, и мои соседи тоже. Но раз заместитель директора «Петроэлектросбыта» так говорит, значит, что-то когда-то было. Теперь договор переведут в письменную форму, в которой будет четко зафиксировано, что именно покупает потребитель — энергию или услугу по ее поставке. Перед подписанием клиент как минимум договор прочитает — и наконец-то узнает свои права и обязанности при покупке электроэнергии.

Договоры для «Петроэлектросбыта» важны, так как суммы от населения составляют примерно 20% всех платежей за электроэнергию. Если граждане платить не будут или наплодят долгов, на энергетиках это скажется не лучшим образом. Да и на потребителях тоже, так как неплатежи плавно приведут к резкому увеличению тарифа.

Судя по состоявшейся дискуссии, «Петроэлектросбыт» хочет добиться полного изменения системы поставки и оплаты электроэнергии.

Ввести такой же порядок, как при оплате воды и тепла. Энергетикам необходимо, чтобы на вводе в каждый дом стоял один-единственный общедомовой счетчик и множество поквартирных. Тогда они получили бы право брать деньги за всю поставленную дому электроэнергию с жилкомсервиса или ТСЖ — как делается сейчас при расчетах за воду и тепло. Ну а уж как будет  организована оплата «внутри» дома — не их дело. Жители смогут вносить деньги сами за себя, как и сейчас, или же покупать электроэнергию у ТСЖ или управляющей компании типа жилкомсервиса — энергетикам это, в сущности, не важно. В отличие от жителей, которые вынуждены будут доплачивать своей УК или ТСЖ порядка 7% от суммы платежа за организацию всей этой кутерьмы.

Право на организацию такого порядка энергетики получили благодаря закону об энергосбережении. По нему — с 2013 года при отсутствии единого счетчика на дом «Петроэлектросбыт» сможет ставить его в принудительном порядке, а издержки потом взыскивать с УК или ТСЖ. То есть фактически — с самих жителей.

С позицией энергетиков оказались категорически не согласны Марина Акимова и Валерий Вогачев. Марина Яковлевна заявила, что ни одно ТСЖ не будет сначала  покупать электроэнергию, а потом перепродавать ее жителям своего же товарищества. Права на это ТСЖ или УК никто не давал. Вместо этого они будут заключать договоры с энергетиками в пользу третьих лиц, то есть нас с вами. Госпожа Акимова резко негативно оценила предложение ставить единые счетчики, так как это превратит каждый дом в плохую пародию на коммуналку. Если в коммунальной квартире три — пять владельцев не могут договориться о порядке выплат и часто дожидаются повестки в суд, то что же будет с домом, в котором не одна сотня квартир? А ведь при спорах и неплатежах энергетики получают право «отрубить» от света весь дом сразу!

Валерий Вогачев заявил, что каждый человек или организация вправе заключать друг с другом любой договор. Однако в случае с продажей электроэнергии и услуг по ее поставке при возникновении споров такой договор будет признан юридически ничтожным. Так зачем же тогда вообще его подписывать?

В ходе обсуждения возник еще один вопрос. В каждом договоре есть две стороны, которые теоретически должны согласовать текст договора друг с другом. Но в случае с «Петроэлектросбытом» текст договора будут составлять сами поставщики электроэнергии. Гражданам совсем не просто будет изменить содержание этого договора, хотя сейчас энергетики и утверждают обратное.

Отличный пример привел собравшимся Юрий Грудин. В обществе потребителей СПб и ЛО лежит жалоба пожилой горожанки, которой насчитали долг за электроэнергию 10 тысяч рублей — при том, что она годами платила регулярно по показаниям своего счетчика. Оказалось, что некоторое время назад к ней приезжали из МЧС и вскрывали щит, в котором расположен счетчик. Одна из пломб была нарушена. Через день к ней пришел инспектор «Петроэлектросбыта», зафиксировал отсутствие пломбы и посчитал к оплате не показания счетчика, а норматив потребления электроэнергии за все три года со своего предыдущего визита. Женщина, как и раньше, продолжает потреблять в месяц не более 30 — 40 киловатт, а платит так, как будто у нее огромный особняк в пригороде и весь — отапливается электроприборами.

В итоге пришли к тому, с чего начали. Договор «Петроэлектросбыт» все равно разработает и предложит нам на подпись. Но дело это сугубо добровольное. И если есть хоть малейшее сомнение — лучше все еще раз перепроверить.

Фото Натальи ЧАЙКИ


Между тем

В последнее время в Петербурге появилось большое количество некачественных электросчетчиков, показания которых ЗАО «Петроэлектросбыт», как контролирующая организация, не может принять к расчетам. Об этом сообщили в пресс-службе энергокомпании. Здесь советуют при установке счетчика вызывать на дом сотрудника «Петроэлектросбыта» для получения необходимой консультации.

Также в компании отмечают, что нарушение или отсутствие одной из пломб, а также любое повреждение корпуса счетчика делает оплату электроэнергии в соответствии с показаниями этого счетчика невозможной. В этом случае следует немедленно обратиться в ЗАО «Петроэлектросбыт» по телефону 303-96-96.

↑ Наверх