Каждый дом превратится в «электрокоммуналку»
Судя по состоявшейся дискуссии, «Петроэлектросбыт» хочет добиться полного изменения системы поставки и оплаты электроэнергии. Ввести такой же порядок, как при оплате воды и тепла. Энергетикам необходимо, чтобы на вводе в каждый дом стоял один-единственный общедомовой счетчик и множество поквартирных.
К этому может привести установка единых счетчиков в многоквартирных домах, считают независимые специалисты.
Данный вопрос обсуждался на круглом столе, в котором приняли участие Евгений Новоселок — заместитель генерального директора «Петроэлектросбыта», Валерий Вогачев — заместитель председателя жилищного комитета Спб, Марина Акимова — председатель ассоциации ТСЖ и ЖСК Петербурга и Юрий Грудин — от общества потребителей СПб и ЛО.
Суть изменений, которые предлагают нам энергетики, на первый взгляд проста, понятна и, по их мнению, где-то нам даже выгодна. Скоро во всех пунктах приема платежей «Петроэлектросбыта» плательщикам начнут предлагать подписать договор, который и будет основой всех дальнейших отношений петербуржцев с этой организацией.
По мнению Евгения Новоселка, дело это давно назревшее. Ибо до сих пор потребители получали электроэнергию по «устному» договору с поставщиками — именно так Евгений Борисович и заявил. Я, правда, не припомню, чтобы о чем-то устно договаривалась с энергетиками, и мои соседи тоже. Но раз заместитель директора «Петроэлектросбыта» так говорит, значит, что-то когда-то было. Теперь договор переведут в письменную форму, в которой будет четко зафиксировано, что именно покупает потребитель — энергию или услугу по ее поставке. Перед подписанием клиент как минимум договор прочитает — и наконец-то узнает свои права и обязанности при покупке электроэнергии.
Договоры для «Петроэлектросбыта» важны, так как суммы от населения составляют примерно 20% всех платежей за электроэнергию. Если граждане платить не будут или наплодят долгов, на энергетиках это скажется не лучшим образом. Да и на потребителях тоже, так как неплатежи плавно приведут к резкому увеличению тарифа.
Судя по состоявшейся дискуссии, «Петроэлектросбыт» хочет добиться полного изменения системы поставки и оплаты электроэнергии.
Ввести такой же порядок, как при оплате воды и тепла. Энергетикам необходимо, чтобы на вводе в каждый дом стоял один-единственный общедомовой счетчик и множество поквартирных. Тогда они получили бы право брать деньги за всю поставленную дому электроэнергию с жилкомсервиса или ТСЖ — как делается сейчас при расчетах за воду и тепло. Ну а уж как будет организована оплата «внутри» дома — не их дело. Жители смогут вносить деньги сами за себя, как и сейчас, или же покупать электроэнергию у ТСЖ или управляющей компании типа жилкомсервиса — энергетикам это, в сущности, не важно. В отличие от жителей, которые вынуждены будут доплачивать своей УК или ТСЖ порядка 7% от суммы платежа за организацию всей этой кутерьмы.
Право на организацию такого порядка энергетики получили благодаря закону об энергосбережении. По нему — с 2013 года при отсутствии единого счетчика на дом «Петроэлектросбыт» сможет ставить его в принудительном порядке, а издержки потом взыскивать с УК или ТСЖ. То есть фактически — с самих жителей.
С позицией энергетиков оказались категорически не согласны Марина Акимова и Валерий Вогачев. Марина Яковлевна заявила, что ни одно ТСЖ не будет сначала покупать электроэнергию, а потом перепродавать ее жителям своего же товарищества. Права на это ТСЖ или УК никто не давал. Вместо этого они будут заключать договоры с энергетиками в пользу третьих лиц, то есть нас с вами. Госпожа Акимова резко негативно оценила предложение ставить единые счетчики, так как это превратит каждый дом в плохую пародию на коммуналку. Если в коммунальной квартире три — пять владельцев не могут договориться о порядке выплат и часто дожидаются повестки в суд, то что же будет с домом, в котором не одна сотня квартир? А ведь при спорах и неплатежах энергетики получают право «отрубить» от света весь дом сразу!
Валерий Вогачев заявил, что каждый человек или организация вправе заключать друг с другом любой договор. Однако в случае с продажей электроэнергии и услуг по ее поставке при возникновении споров такой договор будет признан юридически ничтожным. Так зачем же тогда вообще его подписывать?
В ходе обсуждения возник еще один вопрос. В каждом договоре есть две стороны, которые теоретически должны согласовать текст договора друг с другом. Но в случае с «Петроэлектросбытом» текст договора будут составлять сами поставщики электроэнергии. Гражданам совсем не просто будет изменить содержание этого договора, хотя сейчас энергетики и утверждают обратное.
Отличный пример привел собравшимся Юрий Грудин. В обществе потребителей СПб и ЛО лежит жалоба пожилой горожанки, которой насчитали долг за электроэнергию 10 тысяч рублей — при том, что она годами платила регулярно по показаниям своего счетчика. Оказалось, что некоторое время назад к ней приезжали из МЧС и вскрывали щит, в котором расположен счетчик. Одна из пломб была нарушена. Через день к ней пришел инспектор «Петроэлектросбыта», зафиксировал отсутствие пломбы и посчитал к оплате не показания счетчика, а норматив потребления электроэнергии за все три года со своего предыдущего визита. Женщина, как и раньше, продолжает потреблять в месяц не более 30 — 40 киловатт, а платит так, как будто у нее огромный особняк в пригороде и весь — отапливается электроприборами.
В итоге пришли к тому, с чего начали. Договор «Петроэлектросбыт» все равно разработает и предложит нам на подпись. Но дело это сугубо добровольное. И если есть хоть малейшее сомнение — лучше все еще раз перепроверить.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Между тем
В последнее время в Петербурге появилось большое количество некачественных электросчетчиков, показания которых ЗАО «Петроэлектросбыт», как контролирующая организация, не может принять к расчетам. Об этом сообщили в пресс-службе энергокомпании. Здесь советуют при установке счетчика вызывать на дом сотрудника «Петроэлектросбыта» для получения необходимой консультации.
Также в компании отмечают, что нарушение или отсутствие одной из пломб, а также любое повреждение корпуса счетчика делает оплату электроэнергии в соответствии с показаниями этого счетчика невозможной. В этом случае следует немедленно обратиться в ЗАО «Петроэлектросбыт» по телефону 303-96-96.