Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Каждый француз в душе — садовник

Легкие и легкомысленные летние наряды, соломенные шляпки, французский шансон под аккордеон, дуэли на шпагах, романтические прогулки в темных аллеях и тайные свидания в увитых розами беседках. Все это и еще 33 удовольствия ждут вас в Михайловском саду Русского музея, где с 9 по 17 июня проходит III Международный фестиваль «Императорские сады России».

Легкие и легкомысленные летние наряды, соломенные шляпки, французский шансон под аккордеон, дуэли на шпагах, романтические прогулки в темных аллеях и тайные свидания в увитых розами беседках. Все это и еще 33 удовольствия ждут вас в Михайловском саду Русского музея, где с 9 по 17 июня проходит III Международный фестиваль «Императорские сады России».

Смотр проектов ландшафтного дизайна посвящен Году Франции в России. Главная задача, которая ставилась перед участниками, — постараться уловить и передать традиции знаменитых парков. Таких, как Багатель и Малый Трианон в Версале или сады, окружающие знаменитые замки на Луаре.

Бороться за звание лучших будут восемнадцать участников в двух номинациях — «Королевские сады» и «Сады республики».

В такие дни я особенно люблю свою работу. Приехав в Михайловский сад за час до открытия фестиваля и прогулявшись по еще не многолюдным аллеям, я почувствовала себя так, будто по крайней мере неделю отдыхала на даче. Все ландшафтные композиции уже были готовы, но на некоторые конкурсанты еще наводили последний лоск.

Гостей встречает композиция, сделанная генеральным консульством Великобритании при участии принцессы Кентской, — «Тюдоровская роза». Она скромна, но изысканна и напоминает выложенный на газоне с помощью цветов и разноцветных камушков затейливый узор. Накануне, когда в саду, несмотря на проливной дождь, вовсю шла работа по монтажу композиций, принцесса приняла участие в завершении «Тюдоровской розы». Одетая в темно-синий брючный костюм, черные туфли на небольшом каблучке и в светлый плащ-тренчкот, принцесса продемонстрировала журналистам, что дождь ей нипочем.


Принцесса Кентская, несмотря на скверную петербургскую погоду, приняла участие в создании композиции «Тюдоровская роза».


Справа красуется небольшое оленье стадо из листьев и цветов. Композиция почему-то называется «Флирт» (это так называемая топиарная скульптура, созданная Владом Кулешовым), хотя прекрасные создания, судя по их позам, уже перешли от флирта к следующей, более серьезной стадии романа. Изящные, красивые, похожие на четверку подружек из «Секса в большом городе-2».

А вот и увитая чуть увядшими розами кремового и пурпурного цвета «Комната любви», созданная французскими коллегами под руководством главного садовника замка Шатоньер — мастера с мировым именем Ахмеда Азеруаля.

Точнее сказать, это не комната, а всего лишь увитая розами беседка, почти шалаш, в котором с милым, конечно, рай, но скрыться от посторонних глаз невозможно! И, увы, влюбленным парочкам туда вход запрещен — иначе, боятся организаторы, комната долго не продержится.

Завидев миниатюрную Эйфелеву башню, по которой карабкались вверх симпатичнейшие собаки, я стала озираться в поисках переводчика с французского. Но оказалось, что веселые люди, суетившиеся возле башни, а также выстроенной из камня инсталляции, украшенной витражами, мозаикой, керамикой, металлом, — русские, к тому же петербуржцы. Елена Андреева, руководитель этой группы, объяснила: «Название нашей композиции — «Дверь в Париж». Мы поставили перед петербургскими художниками-прикладниками задачу — вообразить себе, что их студия находится в Париже. Они и нафантазировали: что окно их ателье выходит в цветущий сад, расположенный тем не менее в самом центре, неподалеку от Эйфелевой башни. Париж для русского сердца — это ведь город-мечта».

Так и манит прилечь широкая кровать-клумба, стоящая в центре композиции «Уголок Прованса». В этой уютной спаленке есть и другая мебель — увитые плющом трельяж и комод.


В центре композиции «Уголок Прованса» — кровать-клумба, на которую так и хочется прилечь.


Бутылки белого и красного французского вина включены в композицию «Сомелье». Есть еще гигантская зеленая бутылка и столь же большой кусок французского сыра с дырочками — ненастоящие. А рядом — столик, два стула, ну и вино. А неподалеку от павильона Росси расположена композиция «Кафе «У короля».

Иными словами, образ Франции настраивает на романтический, гастрономический и поэтический лад. Но что это?! Неожиданно возникшая из-за поворота аллеи гильотина вызвала почти шок. Тем более что этот палаческий инструмент выглядел вполне настоящим и пригодным для того, чтобы рубить головы.


Гильотина — тоже неотъемлемая часть французской истории. Композиция «Сад Конвента».


Автор композиции «Сад Конвента» Андрей Башкиров на вопрос вашего корреспондента о том, почему из многообразия французской культуры он выбрал именно этот мрачноватый объект, ответил философски: «Мне показалось интересным выразить символически момент перехода от одной эпохи к другой — от монархии к республике, когда головы аристократов рубили особенно рьяно. Переход от старого к новому никогда не обходится без жертв».

Дизайнер заверил, что во время фестиваля никто не сможет использовать его объект по прямому назначению, так как об этом специально позаботились — сдвинуть огромный нож с места невозможно.


Кстати

В Михайловском саду постоянно звучит французская музыка, а еще крутят французские фильмы.
В Садовом вестибюле Михайловского дворца открыта выставка «Версальские грезы Александра Бенуа». В числе экспонатов — уникальный альбом фотолитографий 1922 года, посвященный Версалю.
В Мраморном дворце можно посмотреть выставку «Цветы в картинах» — натюрморты середины XIX — XX веков кисти Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Натальи Гончаровой, Владимира Татлина.
В Зимнем саду Мраморного дворца — экспозиция витража, гербарий и флористические композиции, а также выставка ювелирного искусства «Грот».
В программе фестиваля — мастер-классы художников-прикладников, лекции ведущих ландшафтных дизайнеров, показательные выступления Академии классического фехтования, концерты аккордеониста Сергея Петрова и певицы Ксюши Арсеньевой, шоу стилистов.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх