Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Как черный квадрат стал белым

До 3 апреля Музей игрушки приглашает на выставку «Короткое движение, длинная игра и бесконечное детство».

До 3 апреля Музей игрушки приглашает на выставку «Короткое движение, длинная игра и бесконечное детство». Миниатюрный технопарк Йеско фон Путткамера».

 
                                                                                           

 

Какими машинками играют сейчас мальчишки? Максимально похожими на настоящие. С одной стороны, познавательно — ребенок узнает в игрушечных машинках те, что ездят по улице, с другой — никакого полета фантазии. Иное дело — игрушки Йеско фон Путткамера: это только контуры машин (или, к примеру, пароходов), а остальное нужно дорисовать в своем воображении. Скажем честно: художник за жизнеподобием не гоняется. Его корабли снабжены колесиками, то есть ездят посуху, аки по морю, а над домиком парит грустная… может быть, корова, а может быть, собака («Черный зверь в пейзаже»). «Космический корабль» летит низенько над деревьями и мало чем отличается от воздушного шара. Телефон на колесах тоже в обычной жизни не встретишь… Да, а чем, вы думаете, швейцарские машинки отличаются от всех остальных? Тем, что вместо колес у них крестики — белые у красной машинки или красные у белой (см. швейцарские герб и флаг).
Путткамер создает свои игрушки сам — вырезает лазером из листового металла. Красит и доводит до кондиции вручную: считает «рукотворность» необходимым условием работы, хотя внешне его изделия совершенно не напоминают современный «хенд-мейд». Скорее они похожи на детские заводные игрушки из жести, популярные во второй половине ХХ века, а сейчас совсем забытые.
А еще все творения, созданные художником, движутся. Опрокидывает рюмашку «Пьющий робот», летает вокруг рождественской елки ангел («Ель и ангел»), задумчиво кружится вокруг маленького домика машинка («Ищу заправку»). Движутся объекты весьма прихотливо — правда, на выставке их запускать не разрешают (соблюдая музейный принцип «руками не трогать»), но в нон-стоп-режиме в зале демонстрируется фильм: машинки скачут на крестообразных колесиках, едут по своеобразным траекториям, которые тщательно рассчитаны, — направление задается изгибом той или иной детали. Говорят, Малевич своим «Черным квадратом» поставил в изобразительном искусстве точку. Но многие художники эту «точку» с успехом оспаривают, и Путткамер — не исключение: на фоне черного квадрата он располагает маленький беленький, и он быстро вращается, создавая в черном... правильно — дырку («Белый квадрат Малевича»).
Хотя на выставке представлены игрушки на самые разные темы (включая, как видим, и философские), главной любовью художника остаются автомобильчики. Трогательную любовь к маленьким машинкам Йеско фон Путткамер объясняет просто: «Я появился на свет именно в автомобиле. Это был миниатюрный «фиат-тополино», притормозивший на одном из перекрестков Цюриха…»

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх