Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Как длительно восхождение во мраке, но как ослепителен свет

В Эрмитаже торжественно отметили начало реставрации триптиха Гуго Ван дер Гуса «Поклонение волхвов» — шедевра нидерландской живописи XV века

 

В Эрмитажном театре, где представляли проект реставрации, триптих, конечно, не показали — он находится не в том состоянии, но даже от слайдов, сопровождавших небольшую лекцию, захватывало дух. Гуго ван дер Гус был художником переходного периода в европейском искусстве, когда «темные века» отступили перед светом эпохи Возрождения. Жизнь этого нервного, мятущегося гения, не уступавшего по степени одаренности титанам итальянского Ренессанса, была недолгой, и последние ее годы были омрачены тяжелой душевной болезнью. Но в творчестве это совсем не ощущается: сияющие яркие краски, радужные, переливающиеся крылья ангелов снимают безысходность даже с таких трагических сюжетов, как избиение младенцев (изображенное на правой створке эрмитажного триптиха). И сама Мадонна, и ангелы у него, как и вообще у художников Северного Возрождения, не блещут красотой, их лица далеки от классических канонов, и тем не менее они прекрасны.
Как рассказал заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Виктор Коробов, триптих «Поклонение волхвов» впервые упоминается в каталоге Эрмитажа 1797 года как работа великого мастера немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера. Сегодня вопрос об авторстве не решен окончательно: одни специалисты приписывают выдающуюся работу Гуго ван дер Гусу, другие склоняются к мнению, что это все же работа кого-то из учеников художника.
По словам специалиста, картина, сильно пострадавшая от времени, еще в 1815 году была переведена с дерева на холст. По этой причине наблюдаются изломы и деформации по линиям прежних стыков досок. На отдельных участках драгоценная живопись помутнела и обесцветилась. Первоначальное сияние красок поблекло и из-за многочисленных реставраций, порой не слишком умелых, и из-за слоя лака, пожелтевшего с течением времени.
На данном этапе реставрации выполнено утоньшение лаковой пленки, частично удалены поздние записи, сделанные реставраторами разного времени и перекрывающие авторскую живопись.
Директор музея Михаил Пиотровский пообещал собравшимся, что торжественно будет отмечено и завершение реставрации, когда перед публикой наконец предстанет возрожденный шедевр Гуго ван дер Гуса.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх