Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Как найти клад

На телеэкраны вышел фильм Михаила Баркана «Клады России». Корреспондент «ВП» побывала на съемочной площадке и увидела, как сегодня ищут клады, описанные когда-то лагерным врачом.

На телеэкраны вышел фильм Михаила Баркана «Клады России». Корреспондент «ВП» побывала на съемочной площадке и увидела, как сегодня ищут клады, описанные когда-то лагерным врачом.

Охота пуще неволи: в синяках и ссадинах в сыром и темном подвале

Чтобы встретиться с режиссером-документалистом Михаилом Барканом, нам пришлось  блуждать по дворам «Ленфильма», пока добрые люди не указали вход в какой-то подвал, в который мы вошли не без опаски.

Несколько раз покричали в темноту, надеясь, что кто-нибудь выйдет нам навстречу, но тщетно, пришлось самостоятельно отправиться в путь по лабиринту. По дороге мы несколько раз оказывались в тупике и поворачивали назад, однажды попали в пустой кабинет высокого начальника, у которого над столом красовался портрет Сталина, и наконец вышли на свет. В самом дальнем, мрачном, сыром и пахнущем плесенью подвале работала съемочная группа Михаила Баркана. Монтировщики переставляли декорации, за несколько минут превращая невинное помещение в страшный тюремный кабинет. Гример на наших глазах «наставила» синяков и украсила кровавыми ссадинами лицо молодого человека, придав ему изможденный вид. А костюмер в это же время превращала новенький ватник в старый, натирая его копировальной бумагой. Сам же режиссер учил молодого и на вид добродушного следователя, как нужно замахиваться на подследственного, как кричать и как выплескивать ему в лицо воду из стакана.

Нам важно не найти сокровища княгини Юсуповой, а восстановить Историю

Когда «курс молодого бойца» был закончен и следователем (актером Андреем Родимовым) завладели костюмеры, мы смогли узнать у режиссера, что же тут творится.

— Мы снимаем проект под названием «Клады России». Планируется снять14 серий, объединенных одним героем, — лагерным врачом Александром Афанасьевичем Ростовцевым, — объяснил нам Михаил Баркан.

— А это выдуманный герой или реально существовал такой человек?

— Реальный человек. Он провел в ГУЛАГе 32 года (с 1926-го по 1958-й) и выжил только благодаря своей профессии. У него на руках умирали тысячи заключенных, и, не имея лекарств, бинтов, он заменял их тем единственным, что у него было, — добрым словом. Люди были ему благодарны и перед смертью рассказывали о своей жизни, доверяли тайны, просили что-то передать на волю, если он когда-нибудь выйдет. И среди этих историй было порядка четырехсот, связанных с кладами. Когда Ростовцев вышел из лагеря, он систематизировал эти записки, но после его смерти, в 1980 году, часть рукописей исчезла. На сегодня осталось около 122 историй, связанных с кладами. К ним относятся по-разному: кто-то считает это лагерным фольклором и художественной литературой, кто-то думает, что это важные документы, а кто-то уже пытался разыскивать сокровища по этим запискам. Мы для себя выбрали 14 историй, которые показались нам интересными с точки зрения кино.


Андрей Родимов вжился в образ следователя.

 


— Значит, вы в самом деле ищете сокровища?

— У нас есть группа кладоискателей, они с нашим ведущим журналистом Алексеем Васильевым приезжают на место, копают и ищут. Для кладоискателей это, может быть, и цель, но для нас — нет. Нам важно не найти сокровища, а попытаться восстановить историю, будь то история о пропавшем в 1917 году перстне княгини Юсуповой или о якутском самородке, спрятанном в тайге красноармейцем.

— А ведущий играет самого доктора?

— Нет, ведущий — это только ведущий, а врача играет чудесный петербургский актер Михаил Елисеев. Наш фильм снят в жанре документальной драмы, и потому огромное количество материала реконструируется. Например, все рассказы заключенных лагерному врачу, допросы, ключевые события, важные для каждой истории.

— А клады вы ищете в местах, указанных в записках?

— Да, клады ищем на месте, мы выбрали те истории, в которых клады спрятаны поближе — в Архангельской области, Новгородской, Псковской, под Петербургом. На Колыму довольно сложно было бы поехать, но если надо будет, то поедем.

— Много мест уже посетили?

— Мы были под Петербургом, в Псковской области, в Архангельской.

— А что-нибудь уже было найдено?


Михаил Баркан снял «Последнего героя», а теперь ищет клады.

 


— Ребята много чего находят, пока роют: патроны, остатки винтовок. Но чаще всего мы останавливаемся, не показав зрителям, нашли мы клад или нет, ставим многоточие. Найти клад по-настоящему — это сложное дело, мы же в кино только реконструируем поиск. Мы не ради сокровищ затеяли это, а чтобы рассказать истории о людях, времени и предметах. Мне кажется, зрителям будет интересно смотреть такой фильм, как детектив, где люди на ваших глазах восстанавливают логику поиска.

— А под Петербургом где искали клады?

— В Кронштадте, в одном из фортов, в деревне на границе Ленинградской и Псковской областей, в Печорском районе, где сразу после революции проходила контрабандная тропа. Тогда это были эстонские земли, и через них люди бежали на Запад.

Где зарыта древняя реликвия Кореи

— А сегодня на «Ленфильме» что снимаете?

— Здесь мы снимаем реконструкции допросов. Сегодня снимаем эпизод из истории, связанной с таинственной экспедицией академика Барченко. Это был один из крупнейших мистиков двадцатых годов. Он уверял, что знает проходы в магическую страну Шамбалу, которые пролегают через Алтай, и там с помощью старинной карты он находил некие артефакты и возвращал их на место, потому что считал эти вещи сакральными. А один из наших персонажей отнесся к ним как к простому золоту, попытался похитить и попал в странную историю... А еще снимаем допрос корейского монаха, это тоже загадочная история, произошедшая в начале пятидесятых годов. Когда в Северной Корее громили монастыри, то монахи, спасая сокровища буддийских храмов, пытались бежать в Южную Корею. Монах, которому была поручена одна из древнейших реликвий Кореи — Трепитака Кореана, — не смог сбежать на юг и, побежав на север, попал в Советский Союз. Здесь он зарыл ящик с реликвиями, чтобы спасти их, и потом в тюрьме рассказал эту историю врачу. 


В пять минут гример превратил студента из Кореи в изможденного зэка.

 



— У вас заняты профессиональные актеры?

— Да, профессиональные петербургские актеры, например сегодня снимался Александр Строев. А Леонид Максимов сыграл у нас колчаковского офицера.

 

Фото автора

↑ Наверх