Как Пушкин встал на пьедестал
До 18 ноября в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открыта выставка «Глядя на изваяние Пушкина…». Представленные на выставке конкурсные скульптурные модели и графические материалы, фотографии и документы — из фондов музея.
До 18 ноября в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открыта выставка «Глядя на изваяние Пушкина…».
Мы так привыкли к памятнику на площади Искусств — невозможно представить, что он мог быть каким-то другим. И даже находиться совсем не там: первоначально, в 1937 году (к 100-летию со дня смерти поэта), монумент предполагали воздвигнуть на Стрелке Васильевского острова. Об этом писали в газетах, объявили конкурс, но результаты его были признаны неудачными. А место «забраковала» ленинградская творческая интеллигенция, и правильно: фигура по соседству с Ростральными колоннами неизбежно бы потерялась. Место нашли другое — бывшую Михайловскую площадь перед Русским музеем. Носила она тогда, между прочим, имя забытого ныне немецкого социалиста Лассаля и только благодаря памятнику получила нынешнее название.
С 1937 года по 1950-е были проведены пять туров конкурса. Интересно, какие требования организаторы конкурса предъявляли к будущему памятнику. Похожесть на опекушинский памятник в Москве объявлялась нежелательной: тот был поставлен при царском режиме, а требовалось явить миру нового, советского Пушкина — поэтому был отклонен проект скульптора Томского. Многие скульпторы пытались так или иначе изобразить поэта «под гнетом николаевского режима»: например, в проекте скульптора Ивана Шадра Пушкин попирает ногами «обломки самовластья» в виде капителей античных колонн — это сейчас смешно, а тогда воспринималось совершенно серьезно. В итоге лучшей признали работу молодого, никому не известного скульптора Михаила Аникушина. Есть высшая справедливость в том, что победил проект, где Пушкин предстает не борцом, а просто поэтом.
Для работы Аникушину предоставили большой зал Этнографического музея, а незадолго до ее окончания премировали поездкой в Италию. Италия так вдохновила скульптора, что по возвращении он на свой страх и риск, без согласования с худсоветом, полностью переделал глиняную модель, придав образу больше динамики.
Дочь Михаила Константиновича Нина на церемонии открытия рассказала, что трепетное отношение к Пушкину скульптор сохранял всю жизнь. Как-то, находясь во дворе дома на Мойке, 12, он поднял с земли монетку, принес домой, наклеил на листок бумаги и написал: «Эта монетка лежала на земле, по которой ходил Пушкин».
Представленные на выставке конкурсные скульптурные модели и графические материалы, фотографии и документы — из фондов музея. Дело в том, что Музей городской скульптуры несколько десятилетий принимал непосредственное участие в сооружении новых памятников Ленинграда. Именно поэтому с конца 1948 года и вплоть до 1989-го в его фонды передавались конкурсные скульптурные и графические произведения. А сейчас эскизы и макеты в музей не поступают — изменился закон об авторских правах.
Татьяна КИРИЛЛИНА
7 ноября в 15.00 состоится экскурсия по экспозиции.
14 ноября в 16.00 с моноспектаклем «Чтоб мыслить и страдать…» на выставке выступит заслуженный артист России Леонид Мозговой.
Метки: Выставки Архитектура Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов