Как сударушки стали «золушками»
В канун 8 Марта «Вечерний Петербург» пригласил к себе на чаепитие особых гостей — петербурженок, неофициально титулованных пользователями Интернета Бабушками года-2009. В июле эти питерские бабули выступили в «You tube» с роликом, который собрал почти 20 тысяч просмотров за первые же три дня.
В канун 8 Марта «Вечерний Петербург» пригласил к себе на чаепитие особых гостей — петербурженок, неофициально титулованных пользователями Интернета Бабушками года-2009. В июле эти питерские бабули выступили в «You tube» с роликом, который собрал почти 20 тысяч просмотров за первые же три дня. К марту ролик просмотрели уже более 620 тысяч пользователей. Историю невероятного успеха «золушек» с Большой Монетной улицы мы услышали из первых уст...
— Во-первых, они не золушки, а сударушки, — поправили нас знакомые, согласившиеся вывести редакцию на след уникальных бабуль.
Об этом нюансе чуть позже. Главное, что след нашелся — к тому же на соседней с редакцией улице, подтвердив старую истину насчет того удивительного, что непременно обнаруживается рядом. А именно на Большой Монетной, что на Петроградской стороне.
«О, jesus!»
Именно на этой улице, тогда еще Скороходова, и перезнакомились между собой будущие звезды, устроившие минувшим летом застолье за скатеркой, накрытой гжелью, огурчиками и разными традиционными русскими закусками. Подняли стопочку для настроения, и единственный на всю дамскую компанию мужчина, баянист, перебрал кнопочки инструмента, чтобы произнести положенное по случаю:
— Ну что, девоньки, давайте нашу!
Девоньки и грохнули «нашу». Из репертуара зарубежной певицы с непростой женской судьбой Бритни Спирс, ее в это время поджидали в Петербург на гастроли: вот девоньки-бабушки и выступили на разогреве. Причем спели словами на чистом английском — «хит ми бэйби ван мо тайм». Сказать, что получилось смешно, — ничего не сказать. Эксперимент редакции над ближними и знакомыми показал: не нашлось ни единого, из глаз которого не брызнули бы слезы смеха на финальной фразе ролика «о, jesus!».
Эта фраза досталась Ганте Михайловне Золкиной. Назовем наконец имена петербурженок, снискавших всемирную славу в Интернете, — по ролям.
Екатерина Ивановна Чулкова-Великанова — балерина и хореограф.
Саид Хасанович Теркулов и инструмент припас. Зинаида Георгиевна Карпова, Людмила Николаевна Соколова.
Ганта Михайловна Золкина, Евгения Ивановна Петрова, Светлана Ивановна Моисеева готовы спеть без лишних разговоров.
С аккомпаниатором и хореографом
Ганта Михайловна Золкина, метеоролог, — «о, jesus!». Светлана Ивановна Моисеева, инженер-строитель, — блондинка «Бритни». Людмила Николаевна Соколова, медик, — та самая, что зычно солирует в клипе фразой «стил белив», в русском смысле «верю в тебя, родной»: однажды в концерте самодеятельности пела на одной сцене с Людмилой Зыкиной. Все три — из ансамбля Совета ветеранов Петроградского района, выступающего под именем «Сударушки».
В редакцию ансамбль пришел почти в полном составе и при параде — в концертных платьях, с медалями, в сопровождении аккомпаниатора Саида Хасановича Теркулова, в прошлом учителя русского языка и литературы, а также хореографа Совета ветеранов Екатерины Ивановны Чулковой-Великановой, с 1952 по 1972 год служившей солисткой балета Ленинградского театра музкомедии.
Саид Хасанович принес с собой компактные клавишные — похоже, гости и не намеревались давать слово хозяевам, сразу приготовились петь из своего народного и военного-патриотического репертуара, насчитывающего около 300 музыкальных произведений, в их числе песни американской армии периода Второй мировой войны.
Помнят на Чукотке, узнают в троллейбусах
— Стоп, — взмолились журналисты.
Им хотелось поговорить о свалившейся на «Сударушек» славе.
— Невероятная популярность, — скромно зарумянилась Светлана Ивановна-«Бритни». — В Нижегородскую область ехала, в поезде попутчики присматривались, а потом: скажите, не вы ли такая-то были в Интернете? В трамвае меня узнавали, в троллейбусе...
— Столько старых друзей нашлось! — воскликнула Ганта Михайловна.
— Даже с Чукотки звонили! — поддержала Людмила Николаевна-«зычный голос».
Обе они, оказывается, в молодости работали на Чукотке по распределению после окончания учебных заведений — в тех дальних краях всегда было много ленинградцев.
Обе — жительницы блокадного Ленинграда. Людмила Николаевна, например, старожил Петроградской стороны: родилась здесь, в клинике Эрисмана, как назывался до войны Первый медицинский институт.
От дележки луковиц — к освоению компьютеров
О своем Совете ветеранов Петроградского района могут рассказывать бесконечно. У них и экскурсии, и походы в театры, и занятия бальными танцами, и курсы компьютерной грамотности — всем бы такую жизнь, насыщенную перспективами и планами. Только провели концерт в честь Исаака Дунаевского — теперь готовят вечер памяти Исаака Шварца, он назначен на 26 марта, прозвучит 31 песня, написанная композитором на стихи Окуджавы. В планах и мечтах — концерт французской музыки, песен Эдит Пиаф.
Знакомство этой удивительно энергичной компании состоялось около 20 лет тому назад. Причем — из песни слова не выкинешь — не от хорошей жизни.
— Самое тяжелое время для нас было, — делится Ганта Михайловна Золкина. — Начало девяностых, вышли на пенсию и оказались голы как соколы. Говоря обычными словами, просто есть было нечего, если кто помнит те времена. С трудом доставали деньги, продукты, одежду, еще и жили почти все в ужасных условиях коммуналок.
Чтобы как-то облегчить эти тяготы быта, нашли мы одно расформированное профтехучилище в Волховском районе Ленинградской области, в Сясьстрое. И уговорили местных выделить нам помещения на дачный сезон.
Там, в Сясьстрое, на берегу реки Сяси, впадающей в Ладогу, они принялись сажать картошку, морковку, лук и зелень. В общем, освежили свои послевоенные познания и навыки — во второй половине сороковых годов огороды, выделяемые в пригородах, давали ленинградцам основное пропитание. Кто б мог подумать, что через полвека этот опыт пригодится!
— Одно время даже лук делили по луковице, — вздыхает, будто не веря себе самой, Ганта Михайловна.
Женщины в поиске
Но плюсом всех этих пертурбаций оказалось то, что на просторах реки Сяси обитатели колонии-поселения, спасающиеся от голода и коммуналок, запели...
— Как-то даже неожиданно для себя, — продолжает Ганта Михайловна. — Душой мы там отдыхали, вот все и располагало.
Объединились с ветеранами Волховского района, начали выступать. Советские песни пели, народные, Гражданской войны. Двадцать два человека было в хоре. Увы, многие уже ушли...
А летнее поселение в Сясьстрое по-прежнему существует. Гости «Вечернего Петербурга» с гордостью показали нам альбомы на тему «Как я провел лето» — на карточках ветераны резвятся как пионеры. Впрочем, они это поселение пионерлагерем и называют, хотя официально оно считается базой отдыха Совета ветеранов.
Сказать, что база процветает, — сложно. Деньги на ее содержание каждый год находятся с немалым трудом, не станет исключением и это лето. Сейчас ветераны в поисках спонсоров.
Платья в студию!
Уважение (киваем мы на медали участниц ансамбля), признание заслуг (здесь взгляд на те знаки почетного донора, СССР и России, что надела для визита в редакцию Светлана Ивановна), популярность (этого уже не отнимешь) — что еще нужно человеку, чтобы достойно выйти на сцену?
— Новые концертные платья! — не сговариваясь восклицают сударушки.
Надетым на них скромным черненьким уже не сказать сколько лет. А вот если бы были светлые, да еще по паре комплектов — так, чтобы певуньи смогли достойно выступить на всех концертах к 65-летию Победы... Но это уже из области несбыточных мечтаний. Концерты они дают бесплатно. Известность же в Интернете — дело виртуальное, в материю не материализовавшееся, шутят неунывающие питерские бабули.
От редакции. В тот день все проходившие мимо кабинета главного редактора недоверчиво заглядывали в двери: неужели в «Вечёрку» пробрался регент-пройдоха Коровьев? Помолчат — грянут! Оттуда доносился стройный, на голоса разделенный, профессиональный хор. Да нет, поют по-настоящему — и коллеги журналисты, забыв о срочном задании, застывали у входа, чтобы послушать задушевные, никого не оставляющие равнодушными уже много десятков лет песни. У нас даже разгорелся спор — можно ли популярные песни военных лет называть шлягерами...
Так весь день прошел под знаком поющих бабушек. И только свой прикол из Бритни Спирс они наотрез повторить отказались — это был спецзаказ, мол, а так — не наш формат.
А мы еще вот о чем: дорогие наши петербургские модельеры, дизайнеры, кутюрье! Ведь ваши имена останутся в веках гораздо дольше, если вы сделаете этим поистине героическим женщинам подарок к Дню Победы! Им так нужны новые сценические костюмы. Услышьте нас — и главное, услышьте их. Поверьте, это дорогого стоит.
Фото Натальи Чайки