Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Как Украина президента выбирала

Вчера в пятый раз республика, как независимая держава, выбирала главу государства. В списках кандидатов было 18 человек. Среди них — народные депутаты: Инна Богословская, Олег Рябоконь, Анатолий Гриценко ...

Вчера в пятый раз республика, как независимая держава, выбирала главу государства.

В списках кандидатов было 18 человек. Среди них — народные депутаты: Инна Богословская, Олег Рябоконь, Анатолий Гриценко, Арсений Яценюк, Петр Симоненко, Виктор Янукович, Александр Мороз, Владимир Литвин. Затем действующие президент и премьер — Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Один мэр, из Ужгорода, — Сергей Ратушняк, он прославился антисемитскими выпадами против Арсения Яценюка. И некто, скоропалительно сменивший фамилию, — гражданин Гуменюк, ставший Протывсих.

«Ще не вмерла Украiна»


Избирательный участок № 79, где могли проголосовать 9 тысяч 331 гражданин Украины, оказавшиеся на территории Северо-Западного федерального округа (в самом же Петербурге и Ленобласти зарегистрированы около 4 тысяч украинцев), открылся в Генеральном консульстве Украины на улице Бонч-Бруевича в воскресенье в 8 утра.

Помещение небольшое. Справа четыре кабинки с синими шторками, для тайного голосования. Рядом четыре прозрачные урны для бюллетеней. Над ними висит текст государственного гимна «Ще не вмерла Украiна». На противоположной стене портреты Пушкина и Шевченко.

Первыми проголосовали сотрудники консульства, потом постепенно стал подтягиваться народ — в основном те, кто приехал к родственникам в гости, или здесь учится, или проездом.

— Проголосовала за Юлию Тимошенко, — сообщила Елена Ивановна, дама средних лет, проездом из Донецка. — Она женщина хозяйственная и порядок в стране наведет.

— А мне мама сказала голосовать за Януковича, — призналась Юля, студентка одного питерского вуза.

Виталий из Ивано-Франковска был эмоционален:

— Надо объединяться! — наставлял он. — Всем ясно — наше будущее с Россией.

— Значит, вы верный сторонник Януковича? — спросили его журналисты.

— Конечно, за других кандидатов вообще нельзя голосовать — продадут.

Подошла молодая мама с ребенком:

— Кто крайний на голосование?

— А вы за кого голосовать идете? — весело спросил впереди стоящий парень.

— По законам Украины у нас тайное голосование, и я не обязана вам сообщать, кому отдам свой голос! — отбрила его гордячка.


Никаких нарушений на участке зафиксировано не было.


«Всех успеем принять»

Между тем очередь увеличивалась, мороз продирал до костей. Уже и следящие за порядком сотрудники милиции пританцовывали. Уже и возмущение поползло по рядам украинского народа — почему так медленно работают?

К волнующемуся народу вышел консул Максим Лазаренко. Терпеливо объяснил, что всех примут, даже тех, кто не успел зарегистрироваться: для этого есть «додатковые», то есть дополнительные, списки...

Все осознали, что делают важное государственное дело — голосуют за президента. Выбрать одного из 18 — это вам не ловля блох, спешка тут ни к чему.


У входа в консульство образовалась очередь из желающих проголосовать за нового президента Украины.


С джин-тоником нельзя

— Были ли нарушения на участке — подкуп избирателей или же кто-то не обнаружил себя в списках? — спрашиваю у члена комиссии Валентина Татура.

— Ну что вы, у нас всегда все тихо и спокойно проходит, — удивляется вопросу Валентин Казимирович. — Подождем до 20.00. Тогда закроется участок, и мы отправим бюллетени в Киев самолетом украинских авиалиний.

— Нас тут два представителя международных организаций, наблюдающих за ходом выборов, — доложил известный в городе активист Антуан Аракелян. — Мы никаких незаконных действий не заметили. Все  прозрачно... Ну вы же понимаете, самое интересное сейчас происходит не здесь, а в Киеве.

Впрочем, некоторое недоразумение таки произошло.

— А вот с банкой джин-тоника я вас, молодой человек, в помещение консульства не пропущу, — раздался голос милиционера.

Ограничить в избирательных правах собрались подвыпившего парня из Севастополя.

— Не надо здесь с банкой ходить, нельзя, — вразумлял милиционер. — Вон объявление висит на дверях консульства, что с алкогольными напитками вход запрещен.

— Ходить нельзя, а стоять можно, — острил крымчанин.

— А вы за кого намерены голосовать? — тихонько спросила я.

— Я же из Крыма. Значит, за Януковича. Он же за русский язык, — объяснил парень.

— Ну раз за Януковича, то пропущу, а если за Тимошенко, — то составлю протокол, — то ли пошутил, то ли нет милиционер.

Янукович победит?

Словом, пока журналисты проводили экзит-пул, выяснилось, что народ в основном голосует за Януковича, причем это те, кто приехал из промышленных районов страны — Луганска, Донецка, Донбасса...

Только пару раз пришлось услышать — за пани Юлю.

— Я буду голосовать за Юлию Тимошенко, — сообщил молодой человек, прибывший в Петербург из Западной Украины. — Она мне нравится как женщина.

— На 14 часов проголосовали 164 человека, — сообщила глава избирательной комиссии Наталья Буймирская. — Это люди разного возраста — от молодежи до пенсионеров, приезжали даже инвалиды, приходили и мамы с детьми.

— А что же у вас мамы с детьми мерзнут на улице, ребята пить-есть просят, заждались в очереди, а буфет не организован, как это обычно делается на российских избирательных участках? — недипломатично задаю прямой вопрос.

— Но вы же видите, какое у нас тесное помещение — не развернуться, — продолжала Наталья Викторовна, — а буфет у нас есть на втором этаже — для сотрудников консульства, но если кто-то очень сильно проголодался — можем накормить...

Тем временем перед консульством занял очередь молчаливый парень, высоко державший «жовто-блакитный» государственный флаг...

— По идее вас должны без очереди пропустить, — подсказали мы молодому человеку, который продолжал гордо молчать.

Завидев флаг, к нему уже бежали с вопросами телевизионщики и «радисты», оживились и представители Оксфорда, которые проводили опрос среди украинцев, проживающих за рубежом, предлагая заполнить анкету.

— Он свой, — ответил за него его приятель.

— Да мы здесь все свои, — присоединилась пожилая пара из Кривого Рога.

И действительно, как недавно блеснул остроумием бывший посол на Украине Виктор Черномырдин: «И никто между нами ничего не вставит»...

Чистая правда.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх