Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Какой же эпизод без Лидии Доротенко?

За почти полувековую кинокарьеру она стала легендой «Ленфильма». При этом практически неизвестна широкой публике. Как так вышло?

«Просто бабушка» российского кинематографаЛидия Доротенко уже 50 лет активно участвует в жизни отечественного кинопрома


Лидия Ивановна Доротенко — одна из легенд «Ленфильма». За свою почти полувековую кинокарьеру она снялась более чем в тысяче фильмов у многих именитых советских, а потом и российских режиссеров. А уж сколько молодых и талантливых артистов попали в большое кино и на ТВ благодаря ее протекции — и вовсе не сосчитать. При этом актриса, на которую чуть ли не молятся сотрудники киностудий, практически неизвестна широкой публике.


Как так вышло? Все дело в том, что за всю свою карьеру Лидия Доротенко не сыграла ни одной главной роли, да и второстепенные можно пересчитать по пальцам. Большинство ее работ — в эпизодах и массовке. И вот так, почти все время находясь на задних планах, Лидия Ивановна наблюдала, а зачастую и непосредственно влияла практически на всю историю развития российского кинематографа за последние 50 лет.
Пройти с ней по коридорам «Ленфильма» — то еще испытание. И не потому, что Лидии Ивановне тяжело ходить, — в свои 79 лет она просто-таки пышет здоровьем и лучится энергией. Просто буквально каждый встречный останавливается, здоровается и раскланивается с ней. А сама Лидия Ивановна скромно приговаривает: «Вот это настоящие артисты, а я — просто бабушка».
* * *
«Просто бабушка» впервые попала на экран с фильмом «Полосатый рейс», однако призвание ощутила еще в детстве. Когда в 1943 году 12-летняя Лида была в эвакуации в Нальчике, к ним в школу приехала знаменитая тогда актриса Зоя Федорова. И чем-то маленькая Лидочка, тогда начинающая легкоатлетка, привлекла внимание советской звезды. На вопрос «Кем ты хочешь быть?» девочка ответила: «Всем!» — но потом уточнила: «Спортсменкой, врачом, а еще актрисой — очень-очень!» По крайней мере две детские мечты Лидии Ивановны исполнились.
Именно благодаря спорту она впервые попала на киноэкран. Бывшая чемпионка по бегу, обладательница нескольких спортивных призов и наград, она находилась на спортивных сборах в Одессе как раз в то время, когда там снимали «Полосатый рейс». И когда режиссеру потребовались девушки для массовки на пляже, начальник сборов разрешил поучаствовать в ней своим подопечным.
После этого Лидия Ивановна надолго рассталась с кино — уехала на Урал и снова появилась на экране уже в 70-х, когда ее вновь «нашли». С тех пор роли так и сыпались на нее, в том числе и достаточно крупные — в фильме Александра Полынникова «Кумпарсита» 1993 года она сыграла жену персонажа Николая Трофимова.
* * *
— А в гробу лежала — несчетное количество раз, — со смехом рассказывает сама Лидия Ивановна, — хотя в последний раз отказалась. Предлагали такой сценарий: вы художница, вас убьют, будете в морге лежать, пока вас разыскивают. И найдут на Пискаревке среди настоящих мертвецов, но уж тут я отказалась. А в первый раз, когда актриса не захотела, а я — молодая, сорока еще не было — плюх в гроб и легла!
О своих работах с режиссерами и артистами Лидия Ивановна в основном рассказывает с восторгом, регулярно поминая известные фамилии: Курёхин, Лавров, Бондарчук, Балабанов, Харламов, Мамин, Снежкин... Причем о первом отзывается с большой теплотой, а о последнем — довольно прохладно, но с неизменным уважением.
— Я не актриса, но съемки для меня — это жизнь. Мне тут все нравится, и если молодые просят сняться для дипломных фильмов, я всегда соглашаюсь. Помогать-то надо.
* * *
Так в свое время Лидия Доротенко помогала молодому режиссеру Алексею Балабанову снять его ныне культовый фильм «Брат». И о работе с ним она рассказывает с большой охотой.
— Никогда не могла отказать Балабанову, такой он человек. Когда снимали «Брата», безденежье было совершенное. Ассистент уговорил меня помочь. Снимали сцену на базаре, на Васильевском острове, и надо было набрать массовку. Обычно на базаре людей не собрать, там все с покупками — им не до того. Я говорю Балабанову: ставьте камеру, сейчас народ будет. Надеваю кепи, старое пальтишко, выхожу, реву… Народ бежит — мол, что с вами? В итоге кто-то все-таки заинтересовался, человек 20 собрали. Все отсняли. А когда уже закончили, иду я в автобус — подбежали ребята, то ли таджики, то ли азербайджанцы, которые тоже снимались, полный ящик фруктов принесли. А Балабанов после этого мне и говорит: «Ну, вас надо снимать, Лидочка. Значит, завтра съемка, будете с Бодровым». Есть там такой маленький эпизод: когда он входит в квартиру, я милицию вызывала.
Еще один фильм, на котором Лидия Ивановна работала с Алексеем Балабановым, — «Морфий»:
— Приехала на встречу к Балабанову, а он мне: «Ха-ха, моя дорогая актриса, заходите, раздевайтесь!» Я говорю: «И что, вы будете меня так снимать?» Я уже хотела отказаться, но разве ему откажешь? В общем, у меня 10 дублей было голышом, на морозе. Снимали в Колтушах — 12 градусов мороза! Я только отогреюсь — и опять вперед. И ведь ничего потом со мной не было, даже не простудилась!
* * *

Разумеется, не обходилось и без курьезов. Например, на съемках картины «Итальянцы» режиссера Джованни Веронези.
— Это вообще жуть, я их по-русски послала по известному адресу, — смеется Лидия Ивановна. — Снимались на улице, возле Константиновского дворца, в августе. Я замерзла страшно. И вдруг подходят такой молодой человек и еще один постарше и спрашивают — мол, как дела? Не по-русски. А я им: отстаньте, пошли вы все... Гримеры аж за сердце похватались, говорят: «Вы чего, это же режиссер и продюсер!» Очень неудобно было. А гример-переводчик говорит: «Вы скажите итальянцам, что они — сексуальные мальчики». Они сразу и обрадовались. А когда после съемок пошла получать деньги, дали почти вдвое больше. Сказали — «за сексуальных мальчиков».
* * *
Еще одна история связана с работой Лидии Ивановны над «Самым лучшим фильмом» режиссера Кирилла Кузина:
— Я была у приятельницы на «Звездной». Мобильный мой лежал в другой комнате на подзарядке. Она его услышала и взяла, говорит мне: «Иди, там какой-то Харламов звонит. Вроде который из «Комеди-клаба». А я ей: «Да брось ты! Полдвенадцатого!» Беру трубку, а там: «Я Гарик Харламов, по рекомендации Филиппа Янковского. Я вас утвердил на роль, срочно приезжайте сниматься, в 10 утра в Москве». А у меня ни денег, ничего с собой нет. Слава богу, подруга тысячу одолжила. На предпоследнем троллейбусе приезжаю на вокзал, там народу полно… Уже собираюсь звонить, что, мол, не смогу. Подбежала к кассе — там дали последний билет на поезд, который через 3 минуты уходит, на него и села. Позвонила, а там, слышу, Павел Воля кричит: «Едет наша стриптизерша!»
* * *
Наконец Лидии Ивановне пора работать: «Ленфильм» ждет ее участия в творческом процессе. Напоследок она делится житейской мудростью, правда почти никак не связанной с кино:
— Жить надо, ребята! Жить, жить, жить! Надо, чтобы молодые жили, чтобы стремились, чтобы было все хорошо!

Владислав Никиткин

Фото из архива Лидии Доротенко


Избранная фильмография
 Итальянцы (2009)
 Мы из будущего (2008)
 Морфий (2008)
 Каменная Башка (2008)
 Самый лучший фильм (2007)
 В ожидании чуда (2007)
 Меченосец (2006)
 Русские страшилки (2002)
 Львиная доля (2001)
 Агент национальной  безопасности-2 (2000)
 Улицы разбитых фонарей-2 (1999)
 Кумпарсита (1993)   
 Ошибки юности (1978)
 Ижорский батальон (1972)
 Прощание с Петербургом (1971)
 Полосатый рейс (1961)

↑ Наверх