Канну придется потесниться
Со 2 по 5 мая почти все наши центральные кинотеатры — Дом кино, «Родина», «Художественный» и «Аврора» — будут не только показывать свою обычную запланированную программу, но и проводить бесплатные показы. Это начинается первый Санкт-Петербургский международный кинофорум.
Со 2 по 5 мая почти все наши центральные кинотеатры — Дом кино, «Родина», «Художественный» и «Аврора» — будут не только показывать свою обычную запланированную программу, но и проводить бесплатные показы. Это начинается первый Санкт-Петербургский международный кинофорум.
Более того, кино будут показывать и в Михайловском театре, и даже на открытых площадках — на Дворцовой, площади Искусств и в Александровском саду. Так вот город заполнится живыми миражами — и российскими, и пришедшими из далеких чудных стран. За три дня зрителям будет показано около 100 фильмов более чем из 20 стран, а также 7 мировых премьер.
Откроется фестиваль 2 мая в Михайловском театре одной из этих премьер — новой работой Алексея Учителя «Край».
О том, как все будет, в пресс-центре ИТАР-ТАСС рассказали организаторы: директор мероприятия Марина Фокина, вице-губернатор Петербурга по вопросам культуры Алла Манилова, а также режиссеры Алексей Герман, назначенный президентом кинофорума, и Александр Сокуров, который представит на одном из показов свою «Блокадную книгу» — это будет для картины премьерой.
— Форум посвящен юбилею Победы в Великой Отечественной войне и во Второй мировой — которую отмечает весь мир, — рассказала Марина Фокина. — Нам кажется символичным и глубоко справедливым, чтобы такой форум прошел именно в нашем городе, вклад которого в победу над фашизмом почитает весь мир. Между прочим, у нас предусмотрен и особый кинопоказ для ветеранов.
Для реализации такого глобального проекта времени у нас было не много. Существует мировой кинематографический календарь. Наш кинофорум в нем находится по соседству с другим всемирным кинофестивалем — Каннским. Но ни Каннский фестиваль не может быть перенесен, ни мы не можем сдвинуть кинофорум на какие-то другие дни. Поэтому, наверное, мы и могли бы заполучить многих зарубежных звезд — но пришлось просто закрыть на проблему глаза.
Алла Манилова подчеркнула, что на кинофоруме будет собрано все лучшее, созданное кинематографом России о войне в течение полувека, а также самые яркие зарубежные военные фильмы.
— Почему, — спросила она, — Петербург, культурная столица, привлекает к себе звезд балета, театра, музыки — и совсем не заботится о том, чтоб стать и столицей мирового кинематографа? Ведь это же нелогично!
— Я проснулся сегодня в радостном настроении, — поделился с журналистами своими переживаниями Алексей Герман. — И очень рад, что мой город, в котором я прожил всю жизнь, начинает занимать те клетки, те пространства в истории человечества, которые он должен и может занимать.
— Для меня большая честь участвовать в этом деле, — рассказал Александр Сокуров. — Я, конечно, поддерживал идею создания Петербургского кинофорума — это должно быть совершенно особое событие. И кинофорум, и возможный в будущем международный кинофестиваль должны быть особенными. Нам не пристало идти по пути Канна или Венеции. И мы должны поддерживать и петь гимны гуманитарному кинематографу. Я постоянно слышу от молодых кинематографистов: «надо уезжать». Но на таких вот форумах город дает нам шанс показывать наши работы. И каждый сеанс, каждый час показа дают нам всем надежду на продолжение работы на родине. Ведь сейчас полностью обрушена система государственного кинопоказа, а судьба студии «Ленфильм» — под большим вопросом. Но нельзя позволять ее уничтожать. «Ленфильм» смог пережить блокаду, и для меня это священная позиция.
— Расскажите о премьере вашей «Блокадной книги», — попросил я Александра Сокурова.
— Это будет тот же международный вариант, который показывался на Венецианском кинофестивале. Не в телевизионном, а в том же высшем техническом качестве, которое у нас в стране пока еще не демонстрировалось.
— Вы сами особенно ждете какой-то премьеры на этом кинофоруме?
— Если только я смогу что-нибудь из этого посмотреть... Меня ждет моя картина, «Фауст»: монтаж, озвучание. Было бы интересно, но я не уверен, что смогу вырваться на сам кинофорум.
Я подошел и к Алексею Герману: расспросить о настроении и чаяниях в мире кинематографа.
— К счастью, я ничем не руковожу, кроме маленькой киностудии и своей собственной картины, которая на ней снимается, — признался мастер. — Закончится эта картина — и я больше работать на «Ленфильме» не буду. Я театральный режиссер; потом — мы пишущие люди, у нас даже госпремия за это есть. Может быть, через год, через два, когда обстановка в кино выровняется и это станет нормальным доброжелательным искусством, — я и сниму что-нибудь.