Карты, деньги, два ствола и прочие излишества
Все эти вещи играют не последнюю роль в новом «Шерлоке Холмсе» от Гая Ричи, которому развод с Мадонной пошел на пользу.
Шерлок Холмс — помятый мужчина средних лет, влюбленный в сомнительную барышню по имени Ирэн Адлер, — почти все время, что не занят расследованием преступлений, сидит в темной и пыльной комнате, стреляет в потолок и проводит бесчеловечные опыты над добродушным английским бульдогом. Его щеголеватый компаньон Ватсон собирается жениться на какой-то гувернантке, мисс Адлер влезает в очередную авантюру с потенциально летальным исходом, а лорд Блэквуд — инфернальный мужчина из высшего общества, практиковавший черную магию, которого стараниями Холмса и Ватсона казнили через повешение, — по версии кладбищенского сторожа, покинул собственный склеп на своих двоих и теперь готовит беспрецедентную акцию по завоеванию абсолютной власти в отдельно взятой стране.
Слегка карикатурный, но в целом чудесный Холмс Василия Ливанова затмил для многих российских зрителей все прочие интерпретации героя Конан Дойла, хотя их было достаточно; и жанровое разнообразие тоже велико — от комедий до фильмов ужасов. Лучшим, по мнению многих, считается Холмс Руперта Эверетта («Шерлок Холмс и дело о шелковом чулке»), но на этот вариант, как и на многие другие, Гай Ричи, режиссер нынешнего «Шерлока Холмса», в принципе не обратил никакого внимания, потому что никаких экранизаций Конан Дойла намеренно не смотрел. Развод с Мадонной, как заметили даже далекие от светских сплетен люди после «Рок-н-ролльщика», наилучшим образом отразился на творчестве Ричи. В «Холмсе» же, отбросив бремя традиций, он позволил себе совершенно удивительные вещи, получив, соответственно, удивительный же результат.
Роберт Дауни-мл. и Джуд Лоу призваны поменять стереотипное мнение об образах Холмса и Ватсона.
Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего, как сказал бы герой фантасмагории Марка Захарова, — человек, достигший вершин лондонского дна. Он редко моется, еще реже бреется, зарабатывает деньги в боях без правил, любит аферистку, сыплет сомнительными шутками и слишком привязан к своему напарнику Ватсону. Он все тот же гений, каким создал его поклонник науки и техники писатель Артур Конан Дойл, только очень живой, мягко говоря, и не брезгует работать не только головой, но и кулаками. Феерические кульбиты, которые здесь позволяют себе джентльмены Холмс и Ватсон, в принципе приравнивают супергероя века XIX к супергероям из комиксов XXI: им не слабо сигать в Темзу из окна английского парламента, драться железными предметами, удерживать равновесие на недостроенном мосту и утопить все в той же Темзе недостроенный корабль. Перемещения Холмса и Ватсона столь стремительны, что сюжет об очередном спасении мира от очередного злодея как бы и не слишком важен и некоторые сценарные неувязки в целом не беспокоят. Холмс Дауни-младшего слишком интересен как явление, чтобы придираться к мелочам.
Рэйчел МакАдамс в роли сомнительной барышни Ирэн Адлер.
Его дуэт с Джудом Лоу (и Лоу отдельно в роли Ватсона — убийственно прекрасный) — из тех, что совпадает точь-в-точь. Как правильно собранный пазл, где даже «швов» не видно. Между ними, как это принято теперь говорить, — химия, стопроцентное взаимодействие. Нам известна давно бескорыстная дружба мужская — пугавшие многих намеки на нетрадиционные отношения Холмса и Ватсона в фильме Ричи оказались пустыми разговорами, хотя здесь нет и речи о выдержанных благородных отношениях, к которым мы привыкли. Они любят друг друга, это очевидно, хоть и не так, как вы подумали, но связь эту разорвать невозможно: Ватсон на протяжении всего фильма пытается выбрать обручальное кольцо для своей невесты, Холмс смотрит на него глазами спаниеля и утягивает с собой на дело, от которого Ватсон не в силах отказаться. Они портят друг другу жизнь, пикируются (иногда непристойно), подставляют друг друга в мелочах, но всегда рядом, если дело серьезно. Никакие женщины этому дуэту не нужны, даже Ирэн Адлер. Поэтому, по слухам, в продолжении ее заменит профессор Мориарти (есть версия, что его сыграет Брэд Питт).
И наконец, они живут в запредельно аутентичном Лондоне (снимали в Ливерпуле, Манчестере, немного в Нью-Йорке, ну и в самом Лондоне, конечно, тоже). Ничего похожего на приглаженную картинку, любимую советскими иллюстраторами: грязь, почти ощутимая вонь, странные персонажи как из низов, так и из верхов. Тревожное, нестабильное пространство, в котором вера в технический прогресс сочетается с верой в темные силы. И в котором, как обычно у Гая Ричи, не последнюю роль играют карты, деньги и стволы, равно как и прочие излишества.
И судя по тому, как определенно финал фильма обещает продолжение, Ричи сказал далеко не все — стало быть, есть повод думать, что мы увидели рождение новой франшизы; возможно, одной из самых неожиданных и удачных.
Инга БЕРГМАН
Метки: Кинозал
Важно: Правила перепоста материалов