Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Казнить нельзя помиловать

До 31 декабря Музей политической истории России приглашает на выставку «Смертная казнь: за и против».


Экспозиция знакомит с     историей смертной казни в России на протяжении XIX — XX веков, с наиболее известными судебными процессами, представляет доводы сторонников и противников применения высшей меры наказания. Вы увидите уникальные экспонаты: кандалы Чернышевского, плеть для наказания каторжан, фрагмент веревки, на которой в 1881 году была повешена организатор убийства императора Александра II Софья Перовская (первая женщина в России, казненная за политическое преступление), рубашку командующего Балтийским флотом капитана 1-го ранга Алексея Щастного, расстрелянного в июне 1918 года (это был первый судебный смертный приговор в Советской России)...
При входе в зал посетителям предлагают проголосовать, опустив в прорезь белую или черную карточку. «Черные карточки очень быстро кончились, мы заказали художникам новые, — говорит научный сотрудник музея Иванна Чиркова, одна из кураторов выставки. — Простой обыватель — за смертную казнь, не только в России, но, как показали статистические опросы, и в странах Евросоюза».
Ольга Старовойтова, сестра Галины Старовойтовой, на церемонии открытия выставки рассказала, что после случившейся в их семье трагедии всячески оберегала родителей от прессы, но все равно журналисты к ним прорвались и, конечно, задали вопрос, желают ли они смерти убийце их дочери. Ответ был — «нет».
В центре зала стоит «стол присяжных» — обычный стол с двенадцатью креслами, на нем — папки с делами. «Документы, которые показались нам интересными, но не вошли в экспозицию, легли на стол присяжных, — продолжает Иванна Чиркова. — Это зона для размышления; папки постоянно пополняются. Здесь — отрывки из наиболее интересных дел, воспоминания людей, которые приводили в исполнение смертные приговоры, членов семей палачей. Смертная казнь — вопрос очень сложный, в процессе работы над выставкой мы поняли, что наша точка зрения очень неустойчива, она может меняться...»

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх