Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Кино, вино и домино

Кинотеатры должны превратиться в мультикомплексы

Кинотеатры должны превратиться в мультикомплексы

Хорошие российские фильмы можно пересчитать по пальцам

— Мирза Алиевич, вы считаете это заседание свое-временным?

— Вне всякого сомнения. Развитие российской кинематографии вызывает тревогу уже давно. Возможно, все мы подошли к той критической точке, когда промедление смерти подобно. На заседании прозвучали две объективные цифры: в 2010 году из 338 фильмов лишь 69 были российскими.

— Вы, как прокатчик со стажем, можете объяснить такую печальную статистику?

— Не буду оригинальным, если скажу: хорошие российские фильмы можно пересчитать по пальцам. Если же они полноценные, получившие награды на престижных фестивалях, зрители не хотят их смотреть.

— Но ведь и раньше далеко не весь отечественный «продукт» вызывал восторг…

— Да, это так, но существовала целая система кинофикации — с самого верха до районов. Эти отделы работали. Хорошо ли, плохо ли — не об этом сейчас речь. С упразднением этой, быть может, и не особенно гибкой системы исчезла взаимосвязь. Сейчас на муниципальном уровне, быть может, и готовы были бы что-то показать, фестиваль даже небольшой организовать, но не знают, как это сделать. Нет такой структуры, да и денег, понятно, на это нет.

Голливуд наступает

— Что же сейчас смотрят?

— Несколько голливудских студий имеют в нашей стране, и в частности в Петербурге, свои представительства. Они могли бы просто завалить наши экраны американской продукцией. Это почти уже произошло.

— В чем же секрет их успеха?

— Удивлю вас, сказав, что не только в высоком качестве продукции. Да, чаще всего это достойные ленты, но мой многолетний опыт показывает: работать надо с любым фильмом, чтобы он до зрителя дошел. Простых решений не бывает, и сами зрители из-за отсутствия свободного времени в кино не побегут. Их надо заинтересовать.

— Каким образом?

— У американцев существует четкая программа проката в нашей стране своих новых фильмов. Продумывается реклама, сотрудничество с прессой, специальные просмотры и акции. Они дают свои результаты.

— С российскими фильмами такого не происходит?

— Зарождается, конечно, «в недрах» понятие «рекламная кампания», но масштабы несопоставимы с заокеанскими. Поскольку бюджеты фильмов по большей части не рассчитаны на работу с «продуктом», о которой я говорил.

Отечественным кинематографистам не надо бороться за зрителя

— Но ведь недавно была принята схема передачи денег восьми крупнейшим компаниям, которые должны создать на них шедевры, способные понравиться зрителям. Что, схема не работает?

— Окончательные итоги подводить еще рано, и на заседании решено было вернуться к этой теме осенью. Пока что Владимир Владимирович остроумно отметил, что «при старой системе поддержки можно было получать доход от самого процесса производства, не пытаясь завоевать зрительскую аудиторию». В среднем из 340 снятых фильмов в прокат попадало только 20 процентов. Многие до сих пор считают: фильм сняли, денежки получили — и ладно. За славой не гонятся. Но я и сейчас не вижу, как именно в условиях новой системы отечественные кинематографисты будут бороться за зрителя. Более того: предвижу увеличение армии чиновников, которые начнут следить за четким соблюдением всех нововведений, и чутье подсказывает мне, что ничего хорошего от этого ждать не приходится.

— Качественное кино невозможно без хорошего сценария…

— Да, об этом на заседании продюсер Сергей Сельянов говорил. Нужны нам специальные киношколы, где бы обучали писать, ведь крепкая литературная основа — залог успеха любого фильма. В Америке таких киношкол сотни, а у нас практически нет. Вот о чем необходимо задуматься.

Хорошую кассу сорвали только бекмамбетовские «Елки»

— Неужели ни один российский фильм за последнее время не сделал хорошей кассы?

— Назову только «Елки». Я сам не ожидал подобного ажиотажа, но Тимур Бекмамбетов просто творит чудеса. Во-первых, он подготовил чисто российский продукт, без каких-то претензий на «мировое господство». Во-вторых, он взял заведомо выигрышную новогоднюю тему. В-третьих, объявил конкурс историй с вручением призов победителям. В-четвертых, нас готовили к этой премьере целенаправленно, наверно, месяца два — и эффект получился. Хотя многочисленные критики камня на камне от ленты не оставили, зрители ее приняли. В результате — высочайшие показатели по сборам.

— Ну, это не успех «Аватара», конечно…

— Никто не ставил задачи переплюнуть сборы Кэмерона, Тимур не наивный человек. Но и в приведенной у нас «арифметике» существует некоторая «химия»: заявив, что наш кинопрокат перешагнул по деньгам «миллиардную» отметку, никто не обратил внимания на рост стоимости билетов (а для фильмов 3D они увеличились существенно), а количество зрителей уменьшилось настолько, что ряд кинотеатров пришлось закрыть.

И люди пойдут, будьте уверены!

— А как же тогда прозвучавшая на заседании идея увеличить количество кинотеатров в стране в два раза?

— Эффектная программа, но концепцию я лично не разделяю, и объясню почему. У нас и имеющиеся в наличии кинотеатры не заполняются. Я не имею в виду прокаты «Аватара», «Шрека» и других «штучных» продуктов. С другими лентами проблемы имеются. Надо эффективнее работать с тем, что уже построено. В Ленобласти, например (и я уверен, что повсюду в России), существует много вполне приличных кинотеатров. Нужно только оснастить их современным оборудованием, и зрители перестанут ездить, скажем, в Питер ради того, чтобы смотреть фильмы в хороших условиях. Появятся «кинотеатры шаговой доступности». И стоить это государству будет намного дешевле — ведь надо только переоснастить то, что уже имеется.

— И тогда проблема решится?

— Не сразу, разумеется! Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что одним только кино зрителей сейчас не заманить. Кинотеатры должны превратиться в мультикомплексы.

— Что вы имеете в виду?

— Здесь должны быть условия для проведения концертов, праздников, презентаций. А залы, особенно оснащенные аппаратурой 3D, должны демонстрировать не только кино, но и крупные футбольные матчи и какие-то яркие шоу и спектакли, на которые так просто не попасть. Ну представьте себе демонстрацию какой-либо оперы из театра «Ла Скала» в объемном изображении или шоу Шер из Лас-Вегаса! Это же просто фантастика. И люди пойдут, я вас уверяю.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ

↑ Наверх