Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Кирилл Разлогов: Массовое кино не хуже элитарного. Оно просто другое

Сегодня в мейнстриме — фэнтези, фильмы в формате 3D и «Аватар»

Кирилл Эмильевич Разлогов — фигура во всех отношениях крупная. Его «Культ кино» смотрят, наверное, самые разные зрители, и это не случайно — культ книги сменился культом кино, и в современной визуальной, как принято говорить, культуре это закономерно. Но Кирилл Разлогов не просто известный киновед и кинокритик, он возглавляет Российский институт культурологии, и на прошедшем недавно в Петербурге III культурологическом конгрессе именно его выступление задало тон научным баталиям.
После конгресса корреспондент «Вечернего Петербурга» Анна Конева встретилась с профессором и поговорила с ним о современном кино и современном зрителе, пытаясь выяснить, где же заканчивается территория творчества и начинается спекуляция уже существующими образами.

 

 

— Кирилл Эмильевич, хотелось бы поговорить о моде на кино. Вкус невзыскательного зрителя формирует мейнстрим или наоборот?
— Этот процесс всегда протекает в диалоге. И мейнстрим поддерживает сформировавшийся вкус, ориентируется на него, и зритель следует существующей моде. Самое интересное тут — смена мод, когда то, что не должно пользоваться популярностью, вдруг оказывается на гребне успеха, и тогда меняется мода, зарождается новый мейнстрим.
Так было, например, когда бедный Джордж Лукас обивал пороги голливудских продюсеров со своим сценарием «Звездных войн». Никто не верил, что этот сюжет может стать популярным. Поэтому, когда киностудия «20th Century Fox» согласилась финансировать «Звездные войны», это было сочтено рискованным проектом. И Лукаса заставили заплатить за монтаж из собственных средств, потому что у него был перерасход бюджета! А теперь уже больше 30 лет «20th Century Fox» безбедно живет за счет этой картины и ее продолжений. Ну и Лукас с бюджетом не считается.
— Но не всегда картина, которая обретает свой успех «вдруг», порождает новую моду.
— Конечно. Например, «Титанику» тоже предрекали провал: считали, что невозможно успешно совместить два столь разных жанра — катастрофу и мелодраму. И успех «Титаника» опроверг мнение множества критиков. Но новой волны не породил. Потому что слишком сложную структуру имеет сам фильм, ему сложно подражать. А вот «Аватар», как и «Звездные войны» в свое время, породил новую моду, за ним теперь потянется волна подражаний.
— Сразу напрашивается вопрос — легко ли сделать фильм-мейнстрим, популярный блокбастер, например?
— Хотя кажется, что сделать легко, — получается у единиц. Потому что имеет значение качество исполнения и точность попадания. Когда после советской цензуры, не пускавшей на экран «ничего слишком», начался кинобум, казалось, что можно снимать что угодно, достаточно голой задницы и крови — и зритель будет смотреть. Но нет! Оказалось, что надо еще как-то по-особому показать эту кровь.
— Что сегодня в мейнстриме?
— Это фэнтези, фильмы в 3D, это «Аватар». Сегодня более всего ценится технический эффект, больше, чем содержание, режиссерские находки или мастерство съемки. Поэтому пользуется популярностью анимация — она дает больше возможностей для 3D-эффектов, поэтому создаются фильмы, в которых анимация  соединяется с игровым кино.
— Многие считают, что эффект 3D «съедает» дистанцию, мешает оценке картины как целого…
— Массовое кино не требует дистанции, на то оно и массовое, в отличие от кино элитарного. Искусство для специалистов основано на эстетической дистанции, оно требует знаний, навыка понимания. И люди образованные, стремящиеся увидеть произведение как целое, вникнуть в его смыслы, не могут адекватно оценить произведения массовой культуры. Массовая культура дистанцию схлопывает, она втягивает зрителя в произведение — это всегда «кино про меня», в нем яркие чувства, выпуклые коллизии. И 3D отлично поддерживает этот эффект включенности, вовлеченности в произведение. Это не значит, что массовое кино хуже элитарного. Оно просто другое. Нужно воспринимать произведение так, как его задумал автор. И если мы не можем требовать от аудитории, чтобы она разгадывала коды и ключи сложного авторского фильма, то мы вполне можем потребовать от критика, чтобы он «отключил» свою способность работать на эстетической дистанции.
— А сами вы какое кино любите?
— Я очень люблю голливудские комедии, Жана-Люка Годара, изощренно-заумное кино, а еще люблю кино культовое — трэш и фильмы ужасов! Ну и эротическое кино люблю, я этого никогда не скрываю!
— Смотрите кино по долгу службы или случается, что и для удовольствия?
— Я всегда смотрю кино с удовольствием!

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх