Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Китайские хитрости

Про соответствующие нормативные документы — Закон «О ветеранах» и указ президента РФ — не знает уже только ленивый. По ним каждому ветерану-очереднику положена квартира общей площадью не менее 36 квадратных метров. Однако некоторые чиновники делают все возможное, чтобы путь к новому жилью не был для ветеранов усыпан розами.

Жалует царь, да не жалует псарь. Эта старая истина, как выяснилось, вполне подходит и к нашим временам, хотя царей уже почти век как нет. А вот псарям, выходит, нет переводу.

Последний пример — из разряда самых стыдных. Потому что связан он с ветеранами Великой Отечественной, которым государство наконец-то решило отдать все квартирные долги. Про соответствующие нормативные документы — Закон «О ветеранах» и указ президента РФ — не знает уже только ленивый. По ним каждому ветерану-очереднику положена квартира общей площадью не менее 36 квадратных метров. Однако некоторые чиновники делают все возможное, чтобы путь к новому жилью не был для ветеранов усыпан розами.

Именно так произошло и с Валентиной Павловной Е. (фамилию не называем по ее просьбе). Она стоит в очереди на жилье с 1989 года, причем все эти годы очередь для нее была льготной. Каждый год, как и положено, Валентина Ивановна ходила в администрацию Кировского района для перерегистрации, и каждый год государство устами районных чиновников подтверждало, что право на очередь у нее есть.

И вот наконец — о счастье! — ей дали в руки смотровой ордер и повезли смотреть будущую квартиру. После маяты в коммуналках — а в них она прожила почти всю свою жизнь — новая просторная «однушка» в Красном Селе показалась Валентине Ивановне раем, и она без колебаний подписала все документы, необходимые для получения новой квартиры. А потом принялась ждать новоселья, которое было ей обещано к Новому году.

Однако совершенно неожиданно для пожилой блокадницы ей сообщили, что от нее требуется еще одна бумажная «операция», связанная с квартирой, в которой она прописана. Квартиру эту она приобрела вместе с мужем и его сыном от первого брака в 1997 году, сменив комнату в коммуналке на однокомнатную квартиру общей площадью 31 квадратный метр. Однако покоя семье новоселье не принесло, и скоро Валентина Павловна вынуждена была развестись. Тем не менее в их «однушке» остаются прописанными все те же три человека — включая ее саму, а сама квартира находится в их долевой собственности.


Так вот, чиновники Кировской администрации требуют от Валентины Павловны, чтобы она перед заключением договора социального найма на новое жилье… подарила свою треть квартиры кому-либо из членов ее бывшей семьи. Той самой, к которой она уже давно не имеет никакого отношения.

Как вы отнеслись бы, уважаемые граждане, к приказу каких-либо властей отдать много-много денег вашему соседу — просто так, даром? Наверное, послали бы эти власти куда подальше. Требование чиновников Кировской районной администрации подарить часть квартиры — из той же серии. Еще можно было бы их понять, если б дело происходило в 17-м году. Но даже тогда нищих стариков не грабили столь открыто! Экспроприировали — в том числе жилье — все больше у богатых!

Валентина Павловна обратилась за консультацией на горячую линию «Вечернего Петербурга», ибо в конце концов засомневалась: вдруг чиновники правы и она действительно обязана сделать городу весьма дорогой подарок? Ведь если исходить хотя бы из тех расценок, которые сам город установил на аукционах по покупке строящихся квартир для ветеранов, окажется, что принадлежащая блокаднице треть квартиры стоит порядка 450 тысяч рублей!

И специалисты разобрались: требование «кировских» чиновников неправомерно. Однако не потому, что блокадница вправе оставить себе часть старого жилья и одновременно получить новое. Казус сам по себе оказался любопытным, ибо путем принуждения к подарку Валентину Павловну хотели вообще лишить права собственности на каждую из двух квартир.

Наши юристы выяснили, что предоставить Валентине Павловне жилье по «ветеранскому» указу были обязаны без всяких оговорок — но только на правах социального найма. Приватизировать новую квартиру она будет не вправе, так как в конце 90-х уже участвовала в приватизации. Тем не менее получить эту квартиру в собственность она все же может. Для этого есть специальный механизм. Он предусмотрен законом Санкт-Петербурга «О жилищной политике СПб», статья 12-я которого дает право администрации Кировского района заключить с Валентиной Павловной договор мены. Город ей — однокомнатную квартиру площадью в 36 квадратов, она городу — треть своей собственности в размере 10 квадратных метров в ее бывшем жилье.

Когда речь идет об обмене комнат в коммуналке на отдельные квартиры, город никаких препятствий не чинит. Но тут — всего треть. Причем такая, которую в натуре выделить невозможно. Мы понимаем, что иметь треть такой квартиры в собственности — радости мало. Город не сможет эту долю продать на свободном рынке или обменять. Преимущественное право на нее будут иметь члены бывшей семьи блокадницы, которые до сих пор там живут. Они должны будут выкупить эту долю или заключить на нее договор соцнайма, и это будет чиновникам неудобно. Вот и пускаются они на «китайские хитрости», надеясь, что люди не разберутся в сути закона, не узнают о своих правах.

Но ведь Закон «О ветеранах» и президентский указ писались совсем не для облегчения жизни чиновников. Они — гарантия того, что государство отдаст долги людям, пережившим тяжелейшую в нашей истории войну. Закон и указ должны были подарить людям радость, хоть как-то примирить ветеранов с тем ударом, который пришлось пережить при распаде страны. И вот вам, пожалуйста, раз за разом — такой «облом»!

Неправильно это. И не только потому, что незаконно. Это еще и не по-человечески. Разве что по-псарски.

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Горячая линия - 325-39-83, 983-04-07 (с 11.00 до 18.00, кроме субботы).

↑ Наверх