Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Книжные разговоры

Недавно издательство «Русская коллекция» отметило свой 20-летний юбилей. Марина Важова: Секрет успеха — в наивности, открытости и непонимании опасности.

Недавно издательство «Русская коллекция» отметило свой 20-летний юбилей. Его учредитель, владелица и генеральный директор, член Союза художников России Марина Александровна Важова приурочила к празднику выход первой книги автобиографического романа «Похождения бизнесвумен» — «Лихие 80-е», где рассказала, как в Ленинграде появилось полиграфическое предприятие «Март». С годами «Март» («Марина+Арт») вырос в «Русскую коллекцию», славящуюся своими роскошными подарочными изданиями — альбомами по искусству, изысканно иллюстрированной художественной литературой, книгами о садах, об оружии и о многом другом.

— Когда нам ждать продолжения «Похождений бизнесвумен»? 

— Январь располагает к работе над романом: в издательстве временное затишье из-за бесконечных праздников, будет возможность не отрываться. Это важно, тогда погружение в обстоятельства более глубокое и писать легче, получается все лучше и меньше переделок. Еще месяц-полтора  уйдут на подготовку и печать. Надеюсь, вторая книга,  «Лихие 90-е», выйдет к середине апреля. В ней насыщенность событиями неизмеримо более плотная. Жесткие и трагичные перемежаются с забавными и парадоксальными. Такое было время. Как у Высоцкого в «Алисе в стране чудес», помните? «Ах, какое время наступило! Такое нервное, взгляни, Алиса».

—  «Март» возник в конце «лихих 80-х». «Русская коллекция» отметила 10-летие в конце безумных 90-х, в послекризисный год, а 20-летие — в непростых 2000-х, во время очередного кризиса…

— 80-е не были лихими. Странными, непредсказуемыми, крутыми, но не лихими. Наоборот, тогда возникали новые возможности из-за отсутствия хоженых троп и расставленных маячков. Его величество Случай играл в том оркестре чуть ли не первую скрипку. Одни метались, другие сидели затаившись. Можно было заработать «по случаю» очень неплохо, а можно было все потерять. Но не из-за дележа добычи, а по воле обстоятельств. В 90-е пошли делить рынок. Гангстерский период. Один знакомый, прочитав главу «Бандитский наезд», которую я написала в самом начале работы над романом, сказал с усмешкой: «Это разве наезд? Никого не убили, даже не стреляли. Вот, помнится, в нашей конторе было…» Да, думаю, если бы мы такими делами занимались, и в нас бы стреляли. Только ведь бывает жутко и страшно без всякой стрельбы. А наезд, он на то и наезд, чтобы было с кем после поговорить.

Нынешний кризис я бы назвала большой аферой. Пока мы не знаем, чем она закончится, только понимаем, что всем поплохело. Это ободряет. Мы так и говорим, когда нас спрашивают про дела: «По сравнению с Бубликовым — неплохо».

— В какой мере репертуарную политику издательства определяют рынок, спрос и конъюнктура, а в какой — ваш собственный вкус?

— Спрос (он же и рынок) нужно учитывать всегда. Иначе издаешь для себя любимого. Это, кстати, тоже ход. Я для себя и для таких же садоводов-любителей стала издавать книги под маркой «Сады Северо-Запада». Именно потому, что я их делала «как для себя», они получились такими особенными, наполненными полезной и усвояемой информацией, красивыми, как книги по искусству.

— Часто ли вам приходится слышать, что бизнес, мол, не женское дело?

— Давно ничего подобного не слышала. Понимаете, чтобы мне это могли сказать, нужен особый случай, когда фраза «я ж тебе говорил: бизнес — не женское дело!» звучала бы естественно, как бы подводя итог. Слабо представляю такую ситуацию. Хотя сама могу сказать: «Бизнес — не женское дело». Для бизнеса хорошо, для женщины — плохо. Почему плохо? Об этом — моя вторая книжка-эссе «Он меня больше не любит», которая вышла вместе с первой, но по причине слишком  личного характера не обсуждалась широко.

— Если бы к вам пришел за советом молодой художник, желающий начать деловую карьеру, — благословили б вы его или стали отговаривать?

— Желание, а тем более намерение — вещь настолько сильная, что обладает самостоятельным, независимым потенциалом. Ни благословлять, ни отговаривать не стала бы, а вот опытом поделиться — пожалуй. Меня как-то пригласили в один бизнес-клуб на Васильевском, попросили рассказать начинающим бизнесменам, в чем секрет успеха. Я честно ответила: в непонимании опасности, наивности и открытости. А еще нужно делать то, что нравится. Они не поверили, все спрашивали меня, где взять деньги, как получить помещение, как найти спонсора. Не тем голова у них забита. Хотя деньги вроде бы и являются мерилом успешности дела, но именно мерилом, а не целью. Нельзя хотеть денег — ничего не получится, это жажда неутолимая. А вот делать то, что многим нужно, делать это хорошо и как-то дать о себе знать нуждающимся — беспроигрышный вариант успешного бизнеса.

Хозяйка клуба — Анна Сусид

↑ Наверх