Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Когда разрешалось не снимать шапки перед иконами и портретом императора?

Петергоф: завершается этап послевоенной реставрации

Заснеженный Петергоф спит. Но на самом-то деле — нет, кажется только, что это непробудный зимний сон. Парки — фонтаны, деревья, скульптуры, укрытые от холодов, — дремлют. А люди — работают. Ведь зима — это только передышка перед новым сезоном. К тому же многие музеи  Петергофа работают  круглый год — и что может быть лучше, чем приехать в занесенный снегом Петергоф и всласть погулять, зайти в музей, а потом выпить горячего кофе. Зима — тоже отличное время для посещения столицы фонтанов, даже если фонтаны уснули до весны!

Как рассказала на недавней встрече с журналистами генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, за 11 месяцев 2010 года в музее побывали 3 870 700 посетителей. Впервые музей-заповедник принял участие в общегородской акции «Ночь музеев» — и с прекрасным результатом: 2422 посетителя, даже билетов не хватило. Напомним, открыты были музеи императорских велосипедов и игральных карт, так что белую ночь можно было провести весьма экзотично. Два вечера подряд в сентябре можно было увидеть необыкновенный праздник — «Фонтаниану», куда приехали в общей сложности более 36 тысяч посетителей. Сайт ГМЗ «Петергоф» вошел в этом году в десятку лучших музейных сайтов России.
Но это лишь перечень цифр. Сейчас главная забота музейщиков — Церковный корпус Большого Петергофского дворца, творение Растрелли. Церковь, как и сам Большой дворец, сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. И старожилы помнят, как сначала ее восстановили в одноглавом варианте, маленькие главки появились значительно позже.
Внутри же работы ведутся с перерывами и переменным успехом, зависящим от финансирования, очень давно. И вот наконец-то объявлена дата: окончание реставрационных работ в марте 2011 года, а торжественное открытие — в июле. Ведь именно 12 июля отмечает Петергоф День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — небесных покровителей города.
За иконостасом дворцовой церкви ныне музеефицированы четыре колонны — это подлинные колонны XVIII столетия, устоявшие в войну. Все остальное воссоздано заново. Сейчас завершаются работы на куполах, золочение западной стены фасада и капителей. Завершение работ в дворцовой церкви — важный этап в послевоенной жизни Петергофа, потому что это будет последний памятник в Верхнем и Нижнем парке, который полностью восстановят после Великой Отечественной войны.

Представители Росохранкультуры передали ГМЗ «Петергоф» 13 экспонатов — иконы, жетоны, ритоны. Вот что рассказал об истории этих экспонатов Владимир Царев, заместитель начальника управления ФСБ по Санкт-Петербургу: «Свершилась справедливость, удалось предотвратить беду, когда злоумышленники пытались вывезти за рубеж наше достояние. В итоге негодяи получили наказание, а ценности переданы народу».
«Нам важно, чтобы подрастающее поколение могло отличить рингтон от ритона, — говорит заместитель директора ГМЗ «Петергоф» Татьяна Вергун. — Ритон — это такой стакан, который не поставить,  можно только держать, он будет напоминать о царской охоте, потому что использовался в походных условиях».
Переданные ритоны — тонкой работы, серебряные и позолоченные. Эти вещи были изъяты на таможне в 1992 — 1993 годах. В 1997-м переданы Министерству культуры, а в 2001-м — Росохранкультуре. Эти ритоны за победу в велосипедных гонках украсят экспозицию Музея императорских велосипедов. Как говорит Татьяна Вергун: «Александр III очень любил велосипед, у него был такой, марки «Michelin», он также будет экспонатом музея велосипедов. Также там будет представлен медальон, где на крышке гравюра Александра II, а внутри фото Александра III».
Переданные ГМЗ «Петергоф»  иконы разместятся в новом музее в Александрии — императорском телеграфе. Одна икона будет в приемной. Кстати, в связи с этим напомним, что был даже такой специальный императорский указ, который гласил: «Дабы не создавать очередей при приеме  телеграмм, можно не снимать шапки перед иконами и портретами царствующего императора…»

Галина АРТЕМЕНКО, фото автора

↑ Наверх