Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Коммунальные «страшилки» — вне закона

Жилищники не имеют права перекрывать воду добросовестным плательщикам, а власти города обязаны принять гибкое решение по должникам.

Жилищники не имеют права перекрывать воду добросовестным плательщикам, а власти города обязаны принять гибкое решение по должникам — такой вывод сделали участники круглого стола в Балтийском информагентстве, собравшего представителей жилищного комитета, Государственной жилищной инспекции, управляющих компаний и Союза потребителей России.



В «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» уже с июля обращаются горожане, испытывающие проблемы с отключением воды. Не только горячей, но и холодной — отключают в связи с авариями и нерасторопностью коммунальных служб в их ликвидации и из-за требований ГУП «ТЭК» погасить задолженность управляющих компаний и ТСЖ. Последняя тема сейчас — самая актуальная.

Петербуржцев интересует: почему они должны расплачиваться по чужим долгам — законна ли коллективная ответственность? Не злоупотребляют ли жилищники угрозами отключений — объявлениями-«страшилками», вывешиваемыми на подъездах домов буквально накануне карательных мер?

С должников взять нечего

— На самом деле такие «страшилки» мы вывешиваем еще с прошлого года, — говорит Раиса Марцуль, гендиректор управляющей компании «ООО ЖКС» из Красногвардейского района. — С того времени как ГУП «ТЭК» приступил к угрозам отключения горячего водоснабжения за долги. Да, у нас 8 миллионов долга — но если их рассмотреть, то 3 из них можно оспорить. Нам выставили счетов на большее количество тепла, чем поставили. 5 миллионов — долги населения. Что с ними делать? Мы подали 304 исковых заявления в суд. Сто должников тотчас расплатились. По остальным искам уже выдано 130 исполнительных листов. Ну, приходим мы с судебными приставами в квартиру — а там и описывать нечего в счет взыскания долгов. Там либо многодетные семьи, либо инвалиды или асоциальные личности. Подавать на выселение — так для них обеспечение жильем по нормам общежития будет еще и улучшением жилищных условий!

Должники в подавляющем большинстве — не собственники, а наниматели квартир, принадлежащих городу. Может быть, город и должен взять на себя ответственность, принять некое рациональное решение: как с ними поступать?

Коллективная ответственность — нонсенс

Что показательно, представители официальных структур придерживаются единого мнения: из-за малоимущих жильцов не должны страдать остальные горожане.

— Отключать дом или квартал от горячего водоснабжения никто не имеет права, — утверждает Егор Тратников, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции.

— Добросовестные плательщики ни в коем случае не должны быть отключены, — вторит ему Анатолий Ксензов, начальник отдела по судебно-правовой работе жилищного комитета.

Однако технической возможности для индивидуальных отключений не существует, заявляет Раиса Марцуль:

— Как мы можем войти в квартиру и перерезать трубу? А если в квартире к тому же живет собственник — он нас и на порог не пустит.

Да, технически и юридически громкая акция с массовыми отключениями воды оказалась несостоятельной. По общему мнению, сейчас самое время сказать свое слово властям города.

— Городу следует разработать некую схему реструктуризации долгов населения, — полагает Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. — У нас сейчас неплательщик просто загнан в угол. Он идет за субсидией на оплату услуг ЖКХ — ему ее не предоставляют, поскольку есть задолженность. Ну не может он заплатить сразу 20 или 30 тысяч рублей. Тем более если он потерял работу из-за кризиса или если это многодетная семья. Самые серьезные должники в городе — это именно многодетные. Значит, надо продумать систему отсрочки долга, возможности выплаты его по частям. Перестать начислять пени, если начались выплаты. Необходима гибкая система, а не та, что лишает человека всяких шансов выйти из трудной жизненной ситуации.

Действуйте грамотно

А что делать сейчас добросовестным плательщикам, если из-за общей неразберихи их лишают коммунальных услуг?

— Требовать перерасчета! — уверен Анатолий Голов. — Но для этого должна быть четко предъявлена претензия к тому, кто обслуживает дом. Отключили горячую воду — звоните диспетчеру жилищной организации. Называете время отключения, требуете восстановления подачи. Диспетчер обязан сообщить причину и срок восстановления водоснабжения, если оно прекращено из-за аварии или работ в доме. Затем, если перерыв превысил четыре разрешенных часа, вы получаете право на перерасчет. Значит, вновь звоните диспетчеру и требуете перерасчета. Оптимальный вариант — письменное обращение.

Анатолий Григорьевич приводит недавний пример грамотных действий жильцов:

— У одного петербуржца лифт не работал неделю. Он выполнил всю необходимую процедуру обращений, и в результате перерасчет был произведен жильцам всего дома.

Если заявка жильца не была удовлетворена, ему следует обращаться в Государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор.

В суды петербуржцы идут не слишком часто — от них больше хлопот и расходов на судебные издержки, чем весомых материальных результатов по возмещению морального ущерба.

Алла ДМИТРИЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ


Куда обращаться

Государственная жилищная инспекция. Осуществляет контроль за обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, отвечающими требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления.
Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.
Адрес для письменных обращений: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 35.
Роспотребнадзор: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, 195025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., 19.

↑ Наверх