Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Кому — весна, а кому — «Золотая осень»

Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Исаака Левитана, начинается с его знаменитой картины «Золотая осень» — с увядающей красоты, разлитой в воздухе горечи и жажды жизни, которую подхлестывает сознание, что времени уже почти не осталось...

Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Исаака Левитана, начинается с его знаменитой картины «Золотая осень» — с увядающей красоты, разлитой в воздухе горечи и жажды жизни, которую подхлестывает сознание, что времени уже почти не осталось...

Левитан любил осень, пора умирания природы целительно действовала на его психику, излечивала депрессию, от которой нервный, ранимый художник так часто страдал. Он написал более ста картин, посвященных осенней природе. Только на выставке в Русском музее их сейчас выставлено несколько десятков.


Волшебство? Восторг!

Многое в его жизни и творчестве началось с ранней, написанной в 1879 году, работы «Осенний день в Сокольниках». Она — словно закладной камень в его судьбе.

Пасмурный мрачный день, высокое серое небо, убегающая вдаль аллея с сияюще-желтыми, как свечечки, деревьями и стоящими за ними мрачно-зелеными елями. По аллее быстрым шагом идет молодая задумчивая женщина в красивом облегающем черном платье, напоминающая амазонку.

Не знаю, что за волшебство скрыто в этой картине, но в нее хочется войти и... остаться там. Надышаться запахом прелых листьев, хвои и дождя, от которого кружится голова.

Скорее всего голова закружилась от восторга и у знаменитого московского коллекционера Павла Третьякова, который не раздумывая купил ее, выложив сто рублей (деньги очень большие по тем временам!).

С тех пор Третьяков внимательно следил за творчеством художника, покупая его новые работы, за которые платил щедро.

В картине есть еще одна деталь, ставшая роковой для судьбы Левитана, — фигуру девушки написал Николай Чехов, родной брат писателя Антона Павловича Чехова (сам Левитан, как известно, людей в свои пейзажи никогда не вводил). Николай познакомил Левитана с братом. И это была, если можно так сказать, дружба с первого взгляда, которая обрушилась на обоих и не отпустила до смерти. Размолвка была только одна, хотя очень серьезная, — из-за рассказа Чехова «Попрыгунья», в котором художник узнал себя, а в героине — свою возлюбленную Софью Кувшинникову.

Чехов наивно оправдывался, говоря, что героиня его рассказа Ольга — молоденькая и хорошенькая, тогда как Софья Петровна... совсем не молода (45 лет по тем временам — возраст солидный), да и красавицей ее не назовешь.

А впрочем, судите сами — на выставке есть ее портрет, написанный Левитаном в 1888 году и предоставленный Музеем-квартирой Исаака Бродского.

Эта связь — не навсегда

О портрете этой смелой, независимой и экстравагантной женщины, которая запросто могла бродить по округе в мужском костюме, сделавшей все, чтобы отвоевать себе в истории титул музы Левитана, корреспонденту «Вечёрки» рассказал куратор выставки Сергей Криводенченков: «Это редкий для Левитана портрет — он ведь почти не писал людей. Но Софье Петровне Кувшинниковой удалось настоять на своем. Портрет выполнен в рост, правда, модель не стоит, а позирует, сидя в удобном кресле. Художник сумел передать не только внешнее сходство (поразительное, как свидетельствуют современники!), но и свое личное отношение к ней. С одной стороны — чувствуется теплота. С другой стороны, есть и какая-то отстраненность, недосказанность, нервность, что-то такое, что дает понять — эта связь не навсегда».


Зрители, столпившиеся у общепризнанного шедевра художника «Март» (1895 год), спорят: какая температура воздуха там, на картине?


Большая картина Левитана «Озеро, Русь» (1898 — 1900) считается главным его произведением.


По словам Сергея Викторовича, последняя выставка Левитана такого объема была полвека назад в Ленинграде. «Нынешняя выставка, — рассказал он, — замечательна тем, что мы показываем все лучшее, созданное художником, его классические, хрестоматийные работы. Среди них — полотна «У омута», «Вечерний звон», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Март», «Свежий ветер. Волга» ... Множество своих шедевров предоставила Третьяковка, ведь так сложилось, что большинство работ Левитана находится там. Мы показываем свою часть коллекции — не менее интересную, хотя, быть может, не столь эффектную — это многочисленные этюды».

Будто я видел эту панораму когда-то в детстве

Особый раздел выставки посвящен дружбе Чехова и Левитана — трогательной, нежной. Между ними было родство душ, взаимное притяжение.

Напротив друг друга висят портреты великого писателя и великого художника, которые словно вглядываются друг в друга. Между ними — увеличенные фрагменты из сохранившихся писем (после смерти Левитана большая часть его писем была уничтожена по воле брата художника). Но и того, что сохранилось, достаточно, чтобы понять, какое родство душ связывало двух этих бесконечно одаренных людей.

Чехов тонко чувствовал настроения, переданные в пейзажах Левитана. «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве», — пишет он сестре Марии Павловне про увиденную на выставке 1891 года знаменитую картину Левитана «Тихая обитель».

Через несколько лет он обессмертил эту картину в своей повести «Три года».

Героиня повести, побывавшая на художественной выставке, долго стояла возле «Тихой обители» и «почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка... и лес, и поле она видела уже давно и много раз... и захотелось ей идти... по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».

 


Прямая речь

Не просто реалист!


Корреспондент «Вечёрки» поинтересовалась у Сергея Криводенченкова, почему у Левитана до сих пор так много страстных и верных поклонников. Уже больше ста лет минуло после его смерти, а люди все так и стоят в очереди, чтобы посмотреть его картины.

— Сергей Викторович, искусство Левитана до сих пор так притягивает людей. С Чеховым они ровесники, и в этом году Россия отмечает 150-летие со дня рождения как Чехова, так и Левитана. Про Чехова говорят, что его драматургия не только современна, но даже опережает время. Но Левитан — представитель реалистического пейзажа. А живопись сегодня далеко ушла от реализма...

— Я бы не сказал, что Левитан просто реалист. В картинах Левитана много от символизма. В них столько мистики! Посмотрите, как затягивает обманчиво-спокойный омут («У омута». 1892). Каким таинственным делает знакомые предметы лунный свет («Тишина». 1898; «Сумерки. Стога».1899). Прислушайтесь — как не уловить тихий звон кандалов, когда смотришь на его знаменитую «Владимирку» — дорогу, по которой гнали заключенных в Сибирь.

Левитан принадлежит не второй половине XIX века, а уже XX столетию. Его живопись была близка импрессионистам, а открытая ими свободная манера письма до сих пор не устарела.

Кроме того, он не писал картины просто с натуры. Он соединял различные фрагменты, создавал синтетическую реальность, собирательный образ. Он всегда соединял впечатление от натуры со своими душевными переживаниями. Накладывая свое душевное состояние на впечатление от натуры, он одухотворяет природу, вызывая отклик у зрителя.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх