Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Константин Учитель: Слишком легко быть хорошим в Интернете

В лофт-проекте «Этажи» историк театра, драматург, музыкант, менеджер, педагог Константин Учитель устроил действо, которое пока не имеет аналогов и названия. Он сложил разрозненные заметки в социальной сети в одну историю — временами смешную, но по большей части грустную.

В рамках фестиваля «Театральное пространство Андрея Могучего» кроме спектаклей, идущих на сценах петербургских театров, давно оцененных критиками и любимых зрителями, прошла еще одна, неожиданная программа — «Не о театре». То, что было представлено в этой части фестиваля, имеет отношение не к самому Могучему и его творчеству, а именно к его пространству художника и человека: люди, с которыми режиссер дружен в жизни и сотрудничает в театре, представили свои проекты.

В лофт-проекте «Этажи» историк театра, драматург, музыкант, менеджер, педагог Константин Учитель устроил действо, которое пока не имеет аналогов и названия. В сопровождении музыкальной группы «Борщ Капелла» он прочел собравшимся записки своих друзей из социальной сети «В контакте». Этот перформанс имел большой успех не только потому, что некоторые невольные соавторы Учителя находились в зале или были известны зрителям, но и потому, что разрозненные записки сложились в одну историю — временами смешную, но по большей части грустную и философскую.

Корреспондент «ВП» Виктория АМИНОВА поинтересовалась мнением Учителя о сверхпопулярном сайте и о жизни современного человека в Сети.

Учитель рассказал не о театре


— Константин Александрович, расскажите, пожалуйста, чья идея — создать этот… перформанс. Или как еще можно назвать сие действо?


— Я сам затрудняюсь определить, что это было, но точно не спектакль. В спектакле должны быть драматургия и актер, у меня же нет пьесы, и я не актер. Так что я назвал бы это перформансом или акцией. Когда я узнал, что Андрей Могучий включил меня в число участников фестиваля, две мои идеи вдруг соединились в один проект. С одной стороны, я долго вынашивал мысль о том, как надо исполнять классический репертуар, в первую очередь Шуберта. А еще я очень люблю советскую песню, считаю, что в ту эпоху было написано много произведений высокого качества, которые до сих пор исполняют на манер советской эстрады — выспренно, с ненужным пафосом, а на самом деле они совершенно современны. Мы их так и попытались исполнить — и Шуберта, и Мокроусова — как сегодняшние песни. В дальнейшем мы хотим сделать целую программу и спеть, например, «С чего начинается Родина», а пока исполнили всего несколько песен, которые, как мне кажется, смогли заставить зазвучать прочитанные тексты иначе.

— А как появилась идея создать спектакль по заметкам из «Контакта»?

— Эта идея пришла месяца полтора назад, я за это время прочитал 323 электронные страницы и продолжаю их читать. Хотя не такой уж завсегдатай «Контакта». Есть люди, которые живут в Сети, я же воспринимаю это только как один из возможных способов общения. Но «В контакте» случаются странные вещи. Вот печальная история. Моя коллега — доцент нашей Театральной академии Светлана Мицкевич пригласила меня к себе в друзья. В жизни мы очень много лет были знакомы, а в Сети совсем мало общались, вскоре она совершенно неожиданно умерла. Но ее страничка осталась, и я прочел ее заметки. Оказалось, какие-то люди, не знающие, что ее уже нет, приглашают ее в друзья. То есть она продолжает такое вот виртуальное существование. Как к этому относиться? Пока не знаю.

— А как для вас Шуберт соединился с сайтом «В контакте»?

— Ну вот помните у Мандельштама:

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший
пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе…


Так вот и Шуберт, и заметки в Сети в данном случае — «пульс толпы». Для своего проекта я отбирал прежде всего те тексты, которые кажутся мне литературой, и вдруг обнаружил, что они так или иначе касаются одних и тех же тем: одиночество, любовь, смерть и Бог.

— А как авторы заметок, прозвучавших в спектакле, отнеслись к этому? Не обиделись?

— Я попросил в статусе согласия друзей, а у некоторых счел нужным попросить разрешения лично. Авторы заметок — совершенно разные люди, там есть известный в России рок-критик и поэт, а есть моя 13-летняя ученица Ира, которая очень по-взрослому рассуждает о том, что люди придумывают себе ники, чтобы скрыться за ними.

— Вам кажется, что виртуальная жизнь людей — это плохо?

— «В контакте» создается очень странная модель действительности — китчевая. Там много поддельной искренности, люди пишут друг другу «Какой ты молодец!», «Какая у тебя хорошая аватарка!». Слишком легко быть хорошим в Интернете. Мне очень, очень приятно, что меня поздравляют с днем рождения 50 или 70 человек, но ведь это стало слишком просто. Я тоже мог бы поздравлять всех своих 328 друзей и не делаю этого не потому, что мне жалко, а потому что из них с двумястами я не настолько знаком, чтобы считать себя вправе поздравлять их. Но замечательно, что Интернет возродил эпистолярный жанр, люди стали опять писать друг другу. И среди массы плохих стихов, графоманской прозы и публицистики родятся тексты часто более интересные и содержательные, чем наша современная литература, представленная в журналах. Здесь появляются новые жанры. «Контакт» показателен — в нем сконцентрированы все явления современной культуры со всеми ужасами и красотами. Меня пугает, как «В контакте» много жалоб, очень просто написать в статусе «Мне плохо», а что изменится? С этим надо обращаться к близким, к врачу, в церковь идти или в мечеть — кому куда.

— А что же здесь плохого: одинокие люди делятся своей болью и находят отклик, может, им некому рассказать в реале, как им плохо?


— Ну так это и печально, что люди сидят в Интернете, вместо того чтобы встретиться с друзьями и за чашкой чая поговорить о своих проблемах. Происходит утрата культуры чувств. мне кажется, что это всеобщая инфантилизация. Я не прочитал во время выступления одну заметку, которая мне очень нравится, — «А есть ли Бог в контакте?». По-моему, мысль не тривиальная, и если сказано «дух дышит, где хочет», то, значит, он есть и «В контакте».

↑ Наверх