Конституционный суд задумался и... отменил смертную казнь
Вот уже десять лет в России за самые страшные преступления никого не казнят — на смертную казнь введен мораторий, который установил Конституционный суд. В вопросе, можно в России казнить или нет, наконец-то поставлена точка.
Вот уже десять лет в России за самые страшные преступления никого не казнят — на смертную казнь введен мораторий, который установил Конституционный суд. Причем действие моратория прекращается с введением судов присяжных на всей территории России.
С 1 января 2010 года суд присяжных заседателей появится в последнем регионе, где этот институт пока отсутствует, — в Чеченской Республике, после чего препятствия для назначения смертной казни исчезнут. Однако есть протокол 6-й Европейской конвенции по правам человека, который подписан Российской Федерацией (хотя до сих пор не утвержден парламентом страны), — он отменяет смертную казнь в мирное время. В итоге суды общей юрисдикции оказались перед дилеммой: применять с 1 января наказание в виде смертной казни или нет? Верховный суд РФ обратился в Конституционный суд (КС) за разъяснением. И 9 ноября КС выслушал все аргументы «за» и «против». Представители всех ветвей власти были единодушны — казнить нельзя. Суд думал десять дней и вчера председатель КС Валерий Зорькин огласил вердикт: введение с 1 января 2010 года суда присяжных на всей территории страны не дает права применять смертную казнь. А затем Валерий Зорькин ответил на вопросы «Вечёрки»:
— Валерий Дмитриевич, вы лично — сторонник или противник смертной казни?
— В настоящем контексте мои качества человека неотделимы от судьи: я решал этот вопрос, исходя из своей совести, — я противник смертной казни.
— А все ли судьи КС придерживались такого мнения?
— Трое судей были против этого решения. Но, возможно, они передумают и не будут писать особое мнение.
— Фамилии их можете назвать?
— Я не могу это сделать, пока судьи не объявили своего решения. Если они так и не выступят с особым мнением, тогда это будет разглашением тайны совещательной комнаты. А если они выступят, то вы будете знать их фамилии.
— Валерий Дмитриевич, а если Дума так и не ратифицирует протокол № 6?
— Я не знаю, что сделает Дума. Но если предположить, что депутаты не будут с этим вопросом торопиться, то в России от этого ничего не изменится — возможностей для назначения смертной казни нет.