Красна Ленобласть озерами
Или Почему чиновники пытаются сократить охраняемую зону озера Красного в 10 раз. В прошлом году наша газета сообщала об одной из редких побед защитников озер.
В прошлом году наша газета сообщала об одной из редких побед защитников озер. Им удалось спасти от фактической ликвидации особо охраняемую природную территорию (ООПТ) вокруг озера Красного. Тогда помогла прокуратура. По заявлениям местных жителей и движения в защиту озер была проведена проверка, которая выявила нарушения в процедуре утверждения природоохранной зоны. Ленобласть получила предписание устранить нарушения, и жители несколько успокоились. Однако, как выяснилось, рановато.
Немного истории
Озеро Красное от Петербурга далековато. Добраться до него можно электричкой с Финляндского вокзала до станции Сосново, это в 76 км от Северной столицы. А далее придется ехать еще и автобусом — около 30 километров до поселка Мичуринское. Тем не менее экологи Петербурга за это озеро стоят горой: мало где сейчас можно встретить равнозначную жемчужину природы. Озеро Красное включено в список охраняемых памятников природы с 1976 года, как имеющее большое научное значение. Оно реликтовое, существовало еще до оледенения. Озеро замечательно наличием на его дне так называемых озерных железных руд.
Красное имеет площадь всего девять квадратных километров. Глубина озера невелика, максимум 8 — 10 метров. Если сократить охраняемую зону вокруг озера, это непременно приведет к его обмелению и заболачиванию. И экологи добились введения вокруг озера режима ООПТ. Охраняемая полоса с запретом на строительство была доведена до полукилометра.
Однако чиновникам это не понравилось. Ведь места вокруг — лакомые для любого застройщика: природа еще не изгажена. Покушаться на озеро в Ленобласти пробовали давно, а в 2007 году вмешалось уже правительство Ленобласти. Своим постановлением оно внесло изменения в паспорт памятника природы. Тогда площадь ООПТ по суше была уменьшена более чем в два раза (вместо полосы шириной 500 метров по берегу осталось только 200 метров). Прокуратура изучила протесты экологов, признала их правоту и подала по этому поводу на правительство области в суд. Дело было выиграно, суд нашел нарушения, незаконное постановление было отменено в конце 2008 года. Территория ООПТ была возвращена к прежним границам.
«Ударим слушаниями по природе»
И вот теперь — новый виток битвы за Красное. Судя по всему, в ходе борьбы за озеро правительство области попробовало исполнить закон до буквочки и вместе с тем полностью извратить его смысл. В решении областного суда были указаны нарушения закона, которые были допущены правительством Ленобласти в отношении озера Красного. Они носили в основном процедурный характер. Главным из них оказалось отсутствие экологической экспертизы, которая дала бы право чиновникам сокращать охраняемую природную территорию. Чиновники решили эту экспертизу срочно организовать — но таким образом, чтобы опять не наступить на те же грабли. В связи с этим были приняты беспрецедентные меры по недопущению огласки всех публичных процедур.
Главную опасность для планов прихватизации берегов озера Красного представляли протесты местного населения и петербургских экологов. Они могли возникнуть только в ходе общественных слушаний по вопросам изменения паспорта ООПТ. Именно поэтому активисты-экологи буквально «пасли» чиновников правительства Ленобласти, чтобы успеть до слушаний ознакомиться с новым проектом и внести в него официальные коррективы уже в процессе самого мероприятия.
Увы, в аппаратной игре они проиграли. Причем самым позорным образом: их «развели» как младенцев. Точнее, попросту обманули. Произошло это 16 июня, когда лидеры инициативной группы Ирина Сапожкова и Дмитрий Бобров попали на прием к начальнику отдела ООПТ комитета по природным ресурсам Ленобласти Федору Стулову.
— Когда пройдут слушания? — вопросили они. И услышали успокоительное: в августе, о дате слушаний им обязательно сообщат.
Люди принялись ждать, но, не получая сведений, вновь запросили чиновников по поводу обязательного при организации экологической экспертизы публичного мероприятия. Каково же было изумление активистов, когда они узнали, что слушания уже прошли, причем всего через неделю после того, как господин Стулов переориентировал их на август.
Как выяснилось, обман затевался не просто так. «Общественность», которая никого не представляла, удивительно легко дала согласие сократить ООПТ в 10 раз — вместо полосы шириной 500 метров она будет составлять 50. То есть еще меньше, чем было по отмененному постановлению правительства Ленобласти 2007 года. Правда, от населения люди на слушаниях все же присутствовали — в количестве… двух человек. Причем, как утверждает Ирина Сапожкова, «это были лица, заинтересованные начать строительство по берегам озера и тесно связанные с администрацией».
Более того, в организации слушаний — помимо сокрытия информации о них — были допущены и иные нарушения. Так, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды отказался представить представителям населения экологическую информацию, за которой люди специально приходили к чиновникам.
На данный момент жители направили обращение в природоохранную прокуратуру с просьбой провести проверку законности таких «слушаний».
Закон мешает? Поменяем…
— По нашим сведениям, документы уже направлены на экологическую экспертизу, — говорит Ирина Сапожкова. — Есть и сроки: всю согласовательную часть нужно закончить к 15 сентября, а потом будет новое постановление правительства.
Чем же так привлекает правительство Ленобласти озеро Красное? Неужели коттеджные поселки нельзя построить в любом другом месте, сохранив этот объект для изучения? Ведь наблюдения здесь велись с 1949 года...
Добавим, что нарушения земле- и водопользования фиксируются на берегах озера Красного постоянно. В прошлом году берега обследовала комиссия, созданная по распоряжению губернатора Сердюкова. Акт с перечислениями нарушений (заборы по урез воды, незаконные сооружения на берегах, каналы, незаконно прорытые к частным владениям) занял 16 страниц. Ни одно из них до сих пор не устранено, хотя имена владельцев участков с огороженными берегами прокуратурой выявлены.
Лишь теперь стало ясно, почему власти медлят с устранением выявленных нарушений. Если новое постановление правительства узаконит десятикратное сокращение охраняемой территории, исправлять ничего будет уже не нужно. Вместо девственных берегов вокруг реликтовой котловины озера появятся коттеджные поселки.
Такие проекты уже есть, и только закон об ООПТ мешал застройщикам до последнего времени. Теперь, похоже, отменят и его.
Важно: Правила перепоста материалов