Красная глина в отсутствие черного кофе
Институт Финляндии в Санкт-Петербурге (Б. Конюшенная ул., 8, 3-й этаж) до 14 июня приглашает на выставку «Современная керамика девяти финских художников». Эта керамика предназначена не для бытового использования и даже не для украшения, а для того, чтобы пробуждать мысли. Философская керамика, одним словом.
Институт Финляндии в Санкт-Петербурге (Б. Конюшенная ул., 8, 3-й этаж) до 14 июня приглашает на выставку «Современная керамика девяти финских художников».
Эта керамика предназначена не для бытового использования и даже не для украшения, а для того, чтобы пробуждать мысли. Философская керамика, одним словом.
Работы выполнены из фарфора и глины — особенно в Финляндии славится красная. Почти все художники подчеркивают, что используют традиционные ремесленные технологии — например, обжигают изделия в аутентичной дровяной печи. Но есть и новации: Леена Мяки-Патола создает сложные конструкции, в которых глина соседствует с металлом (вообще-то глина при обжиге не терпит посторонних вкраплений).
Мииа Каллио создала серию мини-лабиринтов, для чего изучала лабиринты в разных странах. На вопрос, есть ли из них выход, художница сказала, что те, что из белой глины, выхода не имеют, а вот лабиринт из красной глины устроен так, что неизбежно попадешь туда, откуда пришел.
Упомянутая выше Леена Мяки-Патола производит впечатление веселого, оптимистичного человека, но утверждает, что это лишь видимость: центральная тема ее творчества — бренность всего сущего. Серия «Находки из руин» являет нам останки неведомых организмов — они были где-то и когда-то, а сейчас мы даже не знаем, как они называются.
Пиа Стафф представила композицию «Однажды»: нитки бесконечных бус в сочетании с белой рубашечкой (крестильной?..) — метафора долгих дней человеческой жизни, похожих один на другой.
Маарит Мякеля признается, что главная тема ее творчества — женственность. Но женские фигуры на дне сосудов («Сладкий объект») получаются заключенными в рамки — очевидно для них тесные…
Ломаные и рваные линии, смятые поверхности, сочетаясь с почти невероятной белизной, придают вроде бы «просто вазам» Ристо Хямяляйнена неожиданный драматизм.
![](/photo/new/4947.jpg)
Мерья Хаапала. Привет, Малевич! Кофе нет!
![](/photo/new/4948.jpg)
Мииа Каллио. Танец принцессы.
![](/photo/new/4949.jpg)
Паулина Пёллянен. Белый город.
Работы на выставке, как правило, очень серьезны, одно из немногих исключений — композиция «Привет, Малевич! Кофе нет» Мерьи Хаапала. Сама художница объясняет свое творение так: «Моя подруга училась здесь, в Академии художеств, еще в советские времена. Она рассказывала, что в столовой почти все время висело объявление «Кофе нет». И я решила сделать шуточную композицию с чайником. Чайник-то для чая, то есть кофе нет — и не будет». Чайник — по мотивам фарфоровых исканий Малевича, а дополняют композицию две хитрые чашки: у одной вместо отверстия — пластина с прорезями в виде меандра, почти весь объем другой занимает внушительная спираль.
Можно ли пить из таких чашек — вопрос не менее философский, чем можно ли жить в «Белом городе» Паулиины Пёллянен, о чем поведают письмена «Четырех кирпичных книг» Катарины Каяндер, от кого прячутся и за чем наблюдают таинственные героини, чьи черты проступают на плитках «В укрытии» и «Наблюдатели» Леены Ювонен...
Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото автора
Метки: Центральный район Искусство Выставки
Важно: Правила перепоста материалов