Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Красная глина в отсутствие черного кофе

Институт Финляндии в Санкт-Петербурге (Б. Конюшенная ул., 8, 3-й этаж) до 14 июня приглашает на выставку «Современная керамика девяти финских художников». Эта керамика предназначена не для бытового использования и даже не для украшения, а для того, чтобы пробуждать мысли. Философская керамика, одним словом.

Институт Финляндии в Санкт-Петербурге (Б. Конюшенная ул., 8, 3-й этаж) до 14 июня приглашает на выставку «Современная керамика девяти финских художников».

Эта керамика предназначена не для бытового использования и даже не для украшения, а для того, чтобы пробуждать мысли. Философская керамика, одним словом.

Работы выполнены из фарфора и глины — особенно в Финляндии славится красная. Почти все художники подчеркивают, что используют традиционные ремесленные технологии — например, обжигают изделия в аутентичной дровяной печи. Но есть и новации: Леена Мяки-Патола создает сложные конструкции, в которых глина соседствует с металлом (вообще-то глина при обжиге не терпит посторонних вкраплений).

Мииа Каллио создала серию мини-лабиринтов, для чего изучала лабиринты в разных странах. На вопрос, есть ли из них выход, художница сказала, что те, что из белой глины, выхода не имеют, а вот лабиринт из красной глины устроен так, что неизбежно попадешь туда, откуда пришел.

Упомянутая выше Леена Мяки-Патола производит впечатление веселого, оптимистичного человека, но утверждает, что это лишь видимость: центральная тема ее творчества — бренность всего сущего. Серия «Находки из руин» являет нам останки неведомых организмов — они были где-то и когда-то, а сейчас мы даже не знаем, как они называются.

Пиа Стафф представила композицию «Однажды»: нитки бесконечных бус в сочетании с белой рубашечкой (крестильной?..) — метафора долгих дней человеческой жизни, похожих один на другой.

Маарит Мякеля признается, что главная тема ее творчества — женственность.  Но женские фигуры на дне сосудов («Сладкий объект») получаются заключенными в рамки — очевидно для них тесные…

Ломаные и рваные линии, смятые поверхности, сочетаясь с почти невероятной белизной, придают вроде бы «просто вазам» Ристо Хямяляйнена неожиданный драматизм.

 

 

Мерья Хаапала. Привет, Малевич! Кофе нет!


 

 

Мииа Каллио. Танец принцессы.


 

Паулина Пёллянен. Белый город.

 


Работы на выставке, как правило, очень серьезны, одно из немногих исключений — композиция «Привет, Малевич! Кофе нет» Мерьи Хаапала. Сама художница объясняет свое творение так: «Моя подруга училась здесь, в Академии художеств, еще в советские времена. Она рассказывала, что в столовой почти все время висело объявление «Кофе нет». И я решила сделать шуточную композицию с чайником. Чайник-то для чая, то есть кофе нет — и не будет». Чайник — по мотивам фарфоровых исканий Малевича, а дополняют композицию две хитрые чашки: у одной вместо отверстия — пластина с прорезями в виде меандра, почти весь объем другой занимает внушительная спираль.

Можно ли пить из таких чашек — вопрос не менее философский, чем  можно ли жить в «Белом городе» Паулиины Пёллянен, о чем  поведают письмена «Четырех кирпичных книг» Катарины Каяндер, от кого прячутся и за чем наблюдают таинственные героини, чьи черты проступают на плитках «В укрытии» и «Наблюдатели» Леены Ювонен...

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх