Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Кривизна, гарантировавшая гармонию. Чтобы создать такой шедевр, как Александровская колонна, понадобился не один гений

175 лет назад, 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1834 года, была торжественно открыта Александровская колонна на Дворцовой площади.

175 лет назад, 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1834 года, была торжественно открыта Александровская колонна на Дворцовой площади.

Об этом выдающемся памятнике, кажется, известно все. И то, что царем Николаем архитектору Огюсту Монферрану было предписано сделать колонну, посвященную победе над Наполеоном, выше Вандомской колонны в Париже, которая поставлена как раз в честь побед Наполеона, и то, что поднимали ее силами двух тысяч солдат и четырехсот рабочих в присутствии царской семьи и огромной толпы зрителей, и даже то, как в советское время ангела хотели заменить фигурой вождя.

И все-таки есть некоторые детали, которые не слишком известны. Они связаны с деятельностью выдающегося инженера Августина Бетанкура, определившего место для установки колонны и разработавшего метод ее подъема, продемонстрированный, кстати говоря, ровно за два года до освящения грандиозного монумента. Это событие привело в восторг даже весьма язвительного Филиппа Вигеля, занимавшего в то время пост директора Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. Прославившийся как автор «Записок», которые по сей день являются важнейшим источником по части жизни российского общества времен Александра и Николая Павловичей, он писал, что «нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием».

Так вот, за этот период — от подъема до освящения — проводилась работа, благодаря которой Александровскую колонну мы видим гладко отполированной. Когда ее доставили из Пютерлакской каменоломни, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом (современным финским городом Хамина), где огромную глыбу добывали и обрабатывали по методу знаменитого русского каменотеса Самсона Суханова, Монферрану вновь помогли изобретения Августина Бетанкура. Это — токарный станок с двумя резцами, в значительной степени сконструированный великим русским испанцем. Этим станком, приводившимся в круговое движение, рабочие вручную снимали неровности и шлифовали колонну сверху донизу, стоя при этом на специальных помостах.

«Эта тонкая прецизионная работа была выполнена под наблюдением Монферрана и дала блестящий результат», — говорит исследователь жизни Бетанкура Владимир Павлов, открывший этот практически забытый факт. При этом Владимир Егорович добавляет, что помощь Монферрану, снискавшему лавры за создание Александровской колонны, оказал также его соотечественник — инженер и математик Габриэль Ламе. Гаврило Францевич, как называли Ламе в России, рекомендовал Монферрану уменьшать «посредством плавной кривой» диаметр колонны «по мере подъема в высоту». Таким образом была найдена оптимальная линия кривизны, уменьшающая диаметр ровно настолько, насколько это было необходимо для восприятия колонны во всем ее великолепии.

↑ Наверх