Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Кризис творчеству не помеха

Ювелиры и камнерезы покажут свое искусство

 

Нескучные выходные ждут петербуржцев в Манеже. В четверг здесь открывается пятнадцатая, юбилейная выставка «Петербургский ювелир». Как всегда, увлекательная и неожиданная, вызывающая дискуссии и — провокационная.
Родившейся в 1996 году первой выставке авторского ювелирного искусства прочили недолгую жизнь. Сомневающиеся говорили: художники-ювелиры не имеют материальной опоры, зависимы от случая и не любят демонстрировать свои работы широкой публике. Тем не менее даже кризис 1998 года не помешал развитию этого явления, которое началось в Петербурге, а впоследствии приобрело общероссийские масштабы. «Петербургский ювелир» привлек на свою арену художников из Москвы, Иркутска, Екатеринбурга, Тольятти, Новгорода, Самары, Калининграда, Риги, Вильнюса, Украины, Финляндии, Дании, США. Подмостки Манежа оказались на передовой линии современного ювелирного искусства. Того самого, которое видит в украшении не только элемент высокого статуса, но и средство самовыражения — и для художников, и для тех, кто покупает их оригинальные украшения.
Впрочем, смелые эксперименты в такой консервативной сфере, какой всегда была ювелирка, не отрицают мастерства. Тонкий баланс между полетом фантазии и реальным воплощением помогает определить конкурс «Ювелирный олимп», который проводится в рамках выставки. Для председателя жюри искусствоведа Галины Габриэль осмотр работ — всегда событие волнующее.
— Я была членом жюри многих престижных ювелирных конкурсов на Западе, — рассказывает Галина Николаевна, — но этот конкурс особенно интересен как часть эпохи перемен, которые происходят в этом виде искусства в нашей стране.
Что же на этот раз готовит нам юбилейная выставка? Прежде всего персональные экспозиции тех авторов, которые уже получили свои «Олимпы», но по-прежнему горят желанием показать творчество народу. В «отчетной» выставке скульптора и камнереза Сергея Фалькина — только работы, сделанные в нынешнем году (Сергей, напомним, — автор памятного знака «Небесная линия»). Эскизы, ювелирные украшения, скульптура из бронзы и камня выстраиваются в единую цепь, которая показывает его творчество в полном объеме. Журналист, реставратор по янтарю, Сергей Фалькин ушел от классической резьбы по камню в стилистике Фаберже, отдав предпочтение выразительным и ярким скульптурным формам, которые были оценены не только на российских, но и на зарубежных выставках.
Не меньший интерес вызовут работы участников, которые только примериваются к почетному призу. Светлана Субботина из Ярославля привезла часть коллекции, рожденной… в результате экономического кризиса. Два года назад молодая художница, как многие коллеги по цеху, оказалась без работы и решила, что настало лучшее время для творчества. Так начиналась коллекция «Все начиналось с колеса», что было вполне логично для заядлой фанатки «Формулы-1». В результате Светлана не только съездила на пару этапов «Формулы», но и придумала и сделала кольца для членов знаменитой команды «КамАЗ», которые были вручены победителям ралли «Дакар». Как выяснилось, и кризис может стать стартовой площадкой к успеху.

Ольга САМАРИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх