Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Кровавая баня

Режиссер Анатолий Праудин, руководитель театра «Экспериментальная сцена», который базируется на Малой сцене «Балтийского дома», выпускает спектакли редко, но событием становится каждый. Вряд ли «Фальшивый купон» — премьера спектакля намечена на 25 марта — станет исключением.

Режиссер Анатолий Праудин, руководитель театра «Экспериментальная сцена», который базируется на Малой сцене «Балтийского дома», выпускает спектакли редко, но событием становится каждый. Вряд ли «Фальшивый купон» — премьера спектакля намечена на 25 марта — станет исключением.

Повесть «Фальшивый купон» — довольно странное произведение классика. При жизни Льва Толстого она опубликована так и не была, да и вообще осталась незаконченной. Сюжет ее в первой части больше напоминает жесткий нуар наших дней: там количество смертей зашкаливает, простые русские люди проламывают друг другу черепа всем, что подвернется под руку, без оглядки на Всевышнего, да и вообще без задних мыслей. Ради самых ничтожных целей: ограбить, убрать свидетеля, да попросту выпустить агрессию. Во второй же части с теми же персонажами происходят вещи еще более дивные — цепная реакция зла, достигнув апогея, сменяется на свою противоположность. Все как один начинают раскаиваться, накладывать на себя, условно говоря, вериги, превращаться в святых или, на крайний случай, в благородных разбойников, перераспределяющих имущество по справедливости.

В основе разрушительных событий лежит одна маленькая ложь — история с тем самым купоном, на котором задолжавший товарищу школьник пририсовал единичку. В основе созидательных — удивительное всепрощение одной из жертв.

Правдоподобия во всей этой истории крайне мало, зато поле для фантазии — на редкость просторное. Как, впрочем, и для иронии — над двумя давними категоричными философскими максимами: «человек по природе добр» и «человек по природе зверь». Известный сочинитель Анатолий Праудин, судя по отзывам в прессе города Самары, где уже прошел один из вариантов премьерного спектакля — рассчитанный на артистов тамошнего ТЮЗа, — и иронией, и фантазией приправил классика с лихвой. Так что создатели спектакля, обычно ориентирующиеся на семейную публику, на этот раз не рекомендуют приходить зрителям школьного возраста. Ну разве что старшеклассникам. Впрочем, начинается-то вся это душераздирающая повесть с больной для «Экспериментальной сцены» подростковой проблемы — с раздражения отца на сына-шестиклассника, с хамства и глухоты взрослых вообще по отношению к подросткам.

В петербургской версии спектакля занята легендарная уже команда единомышленников режиссера Праудина: Ирина Соколова, Алла Еминцева, Маргарита Лоскутникова, Юрий Елагин, Владимир Баранов, Александр Кабанов и другие.

↑ Наверх