Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Кровавая баня

Режиссер Анатолий Праудин, руководитель театра «Экспериментальная сцена», который базируется на Малой сцене «Балтийского дома», выпускает спектакли редко, но событием становится каждый. Вряд ли «Фальшивый купон» — премьера спектакля намечена на 25 марта — станет исключением.

Режиссер Анатолий Праудин, руководитель театра «Экспериментальная сцена», который базируется на Малой сцене «Балтийского дома», выпускает спектакли редко, но событием становится каждый. Вряд ли «Фальшивый купон» — премьера спектакля намечена на 25 марта — станет исключением.

Повесть «Фальшивый купон» — довольно странное произведение классика. При жизни Льва Толстого она опубликована так и не была, да и вообще осталась незаконченной. Сюжет ее в первой части больше напоминает жесткий нуар наших дней: там количество смертей зашкаливает, простые русские люди проламывают друг другу черепа всем, что подвернется под руку, без оглядки на Всевышнего, да и вообще без задних мыслей. Ради самых ничтожных целей: ограбить, убрать свидетеля, да попросту выпустить агрессию. Во второй же части с теми же персонажами происходят вещи еще более дивные — цепная реакция зла, достигнув апогея, сменяется на свою противоположность. Все как один начинают раскаиваться, накладывать на себя, условно говоря, вериги, превращаться в святых или, на крайний случай, в благородных разбойников, перераспределяющих имущество по справедливости.

В основе разрушительных событий лежит одна маленькая ложь — история с тем самым купоном, на котором задолжавший товарищу школьник пририсовал единичку. В основе созидательных — удивительное всепрощение одной из жертв.

Правдоподобия во всей этой истории крайне мало, зато поле для фантазии — на редкость просторное. Как, впрочем, и для иронии — над двумя давними категоричными философскими максимами: «человек по природе добр» и «человек по природе зверь». Известный сочинитель Анатолий Праудин, судя по отзывам в прессе города Самары, где уже прошел один из вариантов премьерного спектакля — рассчитанный на артистов тамошнего ТЮЗа, — и иронией, и фантазией приправил классика с лихвой. Так что создатели спектакля, обычно ориентирующиеся на семейную публику, на этот раз не рекомендуют приходить зрителям школьного возраста. Ну разве что старшеклассникам. Впрочем, начинается-то вся это душераздирающая повесть с больной для «Экспериментальной сцены» подростковой проблемы — с раздражения отца на сына-шестиклассника, с хамства и глухоты взрослых вообще по отношению к подросткам.

В петербургской версии спектакля занята легендарная уже команда единомышленников режиссера Праудина: Ирина Соколова, Алла Еминцева, Маргарита Лоскутникова, Юрий Елагин, Владимир Баранов, Александр Кабанов и другие.

↑ Наверх