Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Кто на новенького?

Каждый петербуржец должен уметь орудовать шпагой

Каждый петербуржец должен уметь орудовать шпагой

Вы видели когда-нибудь поединок на шпагах вблизи? Или лучше не на шпагах, а на тяжелых саблях. Когда клинки сверкают прямо у тебя перед носом и слышно тяжелое дыхание соперников, которые чуть не сбивают тебя с ног, проделывая очередной парад-рипост? Это совершенно особенное удовольствие.
Испытать его на этой неделе можно, и притом совершенно бесплатно. Достаточно прийти в Музей Новой академии изящных искусств, что на Пушкинской, 10. Заходишь через арку с Лиговского, 53, проходишь через несколько переходов, поднимаешься по лестнице — и оказываешься среди шпаг, даг и людей, которые, натурально, «покачивая перьями на шляпах». Тут Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает Дни фехтовальной культуры. Как всегда, начался праздник в первый понедельник апреля. День, с которого начинается действие в «Трех мушкетерах» Дюма.

 


Клинки сверкают боевые…

 


Девиз торжества — «Фехтование на фоне картин». Для фехтования, правда, места довольно мало: и помещение не так велико, и зрителей приходит достаточно много, чтобы оставить комбатантам лишь узкую полоску свободного пространства. Зато это — возможность каждому петербургскому фехтовальному клубу рассказать о себе, объяснить, что заставляет молодых людей и девушек изучать старинные итальянские трактаты мэтров фехтования, а после вновь и вновь браться за оружие и до седьмого пота отрабатывать финты и батманы. И конечно, показывать результаты своего учения, ударяя сталью о сталь.
Мне случилось попасть на выступление студии историко-сценического фехтования «Силуэт». Молодые люди в кожаных колетах специализируются на красивых, зрелищных поединках, притом абсолютно не травмоопасных. Естественно, это возможно только при высоком уровне мастерства — и еще при доверии. «Если нет взаимного доверия между противниками — нет и всей той красивой техники, которую можно было бы показать», — утверждают руководители студии Артем Шабанов и Федор Шмыгля.

 


В другие дни рассказывают о себе и показывают себя прочие клубы, с характерно-прихотливыми названиями: «Парад-Рипост», «Fleur de Fer», «Regio Martia»... И клуб любителей боя на лазерных мечах (почти настоящих) «Sciurus». Мечи, говорят, светятся в темноте. В общем, есть чему подивиться.

 

И на картине, как живые…


 

Но картины здесь, на выставке, наверное, даже важней. Они служат не просто каким-то общим фоном; бесстрастно возвышаясь над живыми поединщиками и в то же время повторяя их позы, они как бы напоминают, что — арс лонга, вита брэвис. Такая аллегория вполне в барочном духе, который — как родной для многих любителей меча и шпаги. В то же время все работы на выставке тематически связаны с мотивами холодного оружия: таков был замысел куратора выставки и председателя Петербургского фехтовального клуба Алины Туляковой. Она предложила эту тему художникам специально для выставки. Получилось разнообразно, но гармонично. «Вы же понимаете, что для художника такая тема — просто повод для самовыражения», — улыбается Алина. Тут и более-менее традиционные образы, любезные всякому живописцу, с двумя фигурами, сошедшимися в поединке. Несколько грустно глядят клоунессы с картины Кирилла Миллера «Противники» — они и сами не знают, соломенные у них шпаги или настоящие. Довольно жутко, но впечатляюще выглядят крошечные квадратики холста, замазанные красным. Серия Петра Швецова называется «Колотые раны». Из витрин на все это кровопролитие добродушно взирают скульптуры расфранченных ландскнехтов. Среди постоянных участников биеннале куратор называет художников Олега Котельникова, Владимира Шинкарева, Ивана Сотникова, Виктора Тихомирова, Ирину Васильеву, скульптора Павла Шевченко, фотографа Юрия Молодковца. В этом году к ним присоединились художник Александр Дашевский, скульптор Илья Литвинов, фотограф Дмитрий Провоторов. Отдельно висит коллаж Тимура Новикова. Продлится экспозиция до 23-го.


Председатель Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова.

— Публике не надоедает, — говорит Алина. — У нас ведь каждый год какие-нибудь новые выступления. На выставке новые картины, многие — еще сырые, свеженаписанные. У меня — новые платья от кутюрье Татьяны Котеговой, ее одежда как раз идеально подходит для фехтования. Народ идет с большим удовольствием. Клуб мы основали в 2005 году, и тогда было очень мало фехтовальных коллективов. А уже через год-два фехтмейстер Андрей Левин основал школу «Fleur de Fer», через пару лет появилась студия «Rencontre». Сейчас клубов стало уже больше раза в два. Значит, фехтовальная культура действительно востребована. Себе здесь я никаких заслуг не приписываю: меня благословили, и я стала делать то, что нужно было сделать, как проводник. При этом со спортивным фехтованием мы не имеем ничего общего. Спорт — это все-таки всегда дух жесткой конкуренции, это отсев отстающих и к тому же — труд ради вознаграждения. А я, следуя идеям философа Йохана Хейзинги, предполагаю, что мы занимаемся той самой игрой, о которой он писал, — игрой, которая ложится в основу культуры и искусства.
У меня есть мечта, чтоб любой петербуржец знал хотя бы азы фехтования: стойку, основные защиты. Чтобы владение клинком стало отличительной чертой жителя Петербурга. Чтобы во всем мире, встречаясь с вами, говорили: вы петербуржец? Может быть, пофехтуем?

 

Федор ДУБШАН Фото Евгения ЧЕРНЫШОВА и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх