Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Кто осилил сорок первый, Будет драться до конца…

К Дню защитника Отечества петербургские музеи подготовили интересные выставки. Показывают телефоны весом в несколько килограммов, оловянных солдатиков размером с ноготь и кукол в военной форме

К Дню защитника Отечества петербургские музеи подготовили интересные выставки. Показывают телефоны весом в несколько килограммов, оловянных солдатиков размером с ноготь и кукол в военной форме

При попытке прослушки вы услышите только «буль-буль-буль»



В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Телефон и армия», посвященная к тому же 135-летию изобретения телефона.
Вы увидите самые разные телефоны самых разных времен — и отечественные, и зарубежные. В пояснительных надписях обязательно указан вес аппарата — чтобы посетители представляли, какую тяжесть вынуждены были таскать на себе телефонисты Первой мировой и Великой Отечественной.
На одном из стендов обращает на себя внимание с виду обычный, только довольно громоздкий аппарат 1960-х годов с надписью «Телефон правительственной связи». Спрашиваю у куратора выставки Сергея Пасхина, в чем особенность этого телефона. «Когда вы разговариваете — ни в чем, — объясняет Сергей Михайлович. — Но ваш разговор невозможно прослушать, он сразу кодируется. При попытке прослушки вы услышите только «буль-буль-буль». В современной армии используются такие же мобильники: вот, посмотрите, с виду они тоже самые обычные…»
Оказывается, есть у старых армейских телефонов и свои фанаты: на открытие выставки пришли члены военно-исторического клуба «Связист» в форме разных времен и разных стран и с самыми причудливыми телефонами. «Многие наши телефоны исправны, — говорит командир клуба Александр Зубкин. — Например, этот коммутатор на шесть линий найден в этом году в блиндаже и отремонтирован. Был потерян Красной Армией в 1941 году в боях под Ленинградом. Отремонтировать телефон несложно, но только если есть запчасти. Поисковики знают про нас и поставляют нам все вплоть до винтика: не имея винтика нужного времени, нельзя починить».

Куклы для победительниц


А в Петербургском музее кукол вновь открылась постоянная экспозиция «Гордость и слава Отечества», посвященная российским воинам. Вы увидите фигурки солдат и офицеров в исторически точной форме, а также портретные куклы императоров-военачальников начиная с Петра I. В основном это работы современных художников: Вячеслава Житомирского, Александра Иванова, Евгения Ковалева, Владимира Беленца.
Есть и любимые мальчишками оловянные солдатики, включая совсем крошечные (каждая фигура — меньше ногтя). Тут же — рисунки, объясняющие, как отливают солдатиков, и формы для отливки.
Есть на выставке и неожиданно «женский» экспонат — кукла-девочка в военной форме. Оказывается, таких кукол дарили женщинам — участницам Парада Победы на Красной площади. «Нам подарили эту куклу родственники зенитчицы — участницы парада, — говорит директор музея Галина Варенюк. — Приятно и неожиданно, что организаторы Парада Победы вспомнили о женщинах, которые воевали, и придумали для них такой подарок. Здесь есть и особенно дорогие для меня экспонаты — боевые награды моего отца, он был военным журналистом: и советские награды, и Белый крест — высшая награда Польши».

Не для наступления, а для обороны



В Артиллерийском музее в то же время открылась еще одна выставка — «Крепости русского Севера». Это серия картин, созданных художниками Светланой и Сергеем Кобзевыми. Картины выполнены в технике парсунного письма: супруги по специальности — реставраторы. «Мы сделали эту серию в воспитательных целях: наши дети, внуки не знают об этих жемчужинах архитектуры, построенных русскими, — это же новгородцы строили! — говорит Светлана Кобзева. — Идея выставки — показать времена от Рюрика до Петра Великого. И еще на каждой картине изображен святой — небесный покровитель». Действительно, в Ленинградской области есть крепости разного времени: Копорье, Ивангород, Старая Ладога, Выборг… и наша Петропавловка.
«Мы работали над этим проектом пять лет, — добавил Сергей Кобзев. — Хотели раскрыть сущность крепостей: они живы, хоть многие и в плачевном состоянии. Мы не случайно изобразили на каждой картине людей — чтобы зрители не забывали, что это не мертвые руины, что там жили люди. Эти крепости — памятники инженерной мысли, и важно, что построены они были не в целях наступления, а в целях обороны». 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх