Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Кто присмотрит за «Авророй»?

Сегодня легендарный крейсер перестанет быть кораблем Военно-Морского Флота России

Ажиотаж вокруг дальнейшей судьбы крейсера «Аврора» не утихает. Многие специалисты и военные моряки считают, что снятие корабля с баланса Минобороны и его передача Военно-морскому музею равносильны чуть ли не потоплению судна. Мол, гражданский персонал не справится с его обслуживанием.


Директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин, напротив, считает, что нет никаких оснований драматизировать ситуацию.
— Ничего страшного не происходит, — заявил корреспонденту «Вечернего Петербурга» Андрей Лялин. — Это плановые действия по оптимизации. Я просто реорганизую свои структуры и вывожу их на более оптимальный и качественный уровень. Никакой передачи не будет — крейсер «Аврора» как был филиалом Центрального военно-морского музея, так им и останется. Не могу же я что-то передать сам себе. Просто вместо военного персонала на корабле будет работать гражданский.
Согласно директиве о выводе «Авроры» из состава ВМФ, с 1 декабря крейсер лишится статуса боевого корабля и его военный экипаж будет расформирован. Но музейные работники официально заступят на работу только 30 декабря. Кто будет следить за «Авророй» в течение месяца?
— Смена персонала — это процесс долгий, — рассказывает Андрей Лялин, — и 1 декабря он только начнется. В течение месяца на «Авроре» будут совместно работать гражданские музейные работники и военный экипаж. И уйдут военные только тогда, когда мы окончательно подпишем акты приема-передачи и передадим полномочия именно тем техническим специалистам, которые смогут обслуживать и поддерживать «Аврору» в том состоянии, в котором она находится сейчас. И даже улучшать его.
Что же касается символической и представительской функции крейсера, на котором часто принимают официальные делегации, то военные моряки сомневаются в том, что гражданский персонал будет соблюдать морские обычаи и традиции, заведенные на «Авроре». Однако Андрей Лялин заверил, что «все ритуалы, такие, как подъемы и спуски флага, все те символы, которые были заложены за историю крейсера, останутся и только приобретут новое звучание».
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин со своей стороны предложил несколько вариантов разрешения ситуации. Первый — оставить крейсер в составе ВМФ и сохранить за ним статус корабля № 1, приравняв при этом к представительскому Президентскому полку. Второй — вывести «Аврору» из состава флота, оставив за ним исключительно музейные функции, а его обслуживание поручить частным компаниям. Несколько коммерческих организаций уже выступили с инициативой помочь с содержанием корабля, а то и вовсе взять его на баланс. Наконец, третий вариант, предложенный Курдиным, — сократить нынешний экипаж «Авроры» с 30 до 5 — 6 человек с сохранением фонда зарплаты (на данный момент средняя зарплата моряков, служащих на крейсере, составляет 5 — 7 тысяч рублей, командир «Авроры» получает всего 17 тысяч), а основные функции по обеспечению корабля переложить на курсантов Морского корпуса Петра Великого и нахимовцев, для которых служба на «Авроре» засчитывалась бы как морская практика.
Какой из предложенных вариантов является наиболее приемлемым — вопрос открытый. На данный момент ясно одно: судьба «Авроры» как корабля ВМФ уже решена. Впрочем, Игорь Курдин убежден, что в случае достаточно сильного давления со стороны общественности и это решение еще может измениться.
Но как бы то ни было, Андрей Лялин уверен, что оставлять «Аврору» в ведении военных нецелесообразно.
— Я очень уважаю личный и офицерский состав, — отмечает директор Центрального военно-морского музея, — но у них другие задачи. Они должны выходить в море, отрабатывать боевые задачи и получать за это достойное вознаграждение. Молодежь должна получать военную профессию. Ведь они призваны служить в армию, а не в музей! А убирать, мыть, охранять и обслуживать — это должны делать гражданские специалисты.

Владислав НИКИТКИН

↑ Наверх