Кто старое помянет? Некому
В Петербурге 70-летие начала Советско-финляндской войны отмечается скромно — в основном частным образом. Сегодня ее ветераны в полдень соберутся у памятника советским воинам, погибшим в 1939 — 1940 годах на Карельском перешейке.
В Петербурге 70-летие начала Советско-финляндской войны отмечается скромно — в основном частным образом.
Какая-то зимняя война...
Эта 105-дневная боевая операция Красной Армии вошла в историю под несколькими названиями: Финская кампания, война с белофиннами, советско-финляндская война, вооруженный конфликт между СССР и Финляндией в рамках Второй мировой войны. Зимняя война — так именуют ее в Финляндии.
Сегодня ее ветераны в полдень соберутся у памятника советским воинам, погибшим в 1939 — 1940 годах на Карельском перешейке.
— Придет твердая десятка тех, кто еще стоит на своих ногах, — говорит Валентина Белова, председатель общества родственников и потомков участников советско-финляндской войны «Вечная память». — Остальные — лежачие, из дома не выходят.
Валентина Игнатьевна объясняет, как найти памятник, чтобы сфотографировать его заранее:
— Он в сквере на улице Академика Лебедева, напротив улицы Комсомола, но с дороги его не видно — стенд рекламный мешает. Он недоделанный, без подсветки. И стерлись немного буковки. Сейчас мы добились, чтобы рядом с ним поставили скамейки. Все-таки мы все уже люди пожилые, даже детям за семьдесят.
Об этом скромном мемориале — камне, установленном в 2003 году практически самодеятельно, усилиями историко-краеведческого объединения «Карелия», мало кто и знает. Валентина Игнатьевна оказалась права: со стороны его не видно. Обзор наглухо перекрыт крупноформатным щитом рекламы дубленок. Со щита прохожим и проезжающим зимой и летом улыбаются тепло одетые артисты из сериалов. За щитом прячется патрульная машина ГАИ. Сам сквер — бойкое проходное место, где спешащие люди срезают свой путь в корпуса Военно-медицинской академии. Мимо памятника с венком из искусственных цветов спешат курсанты.
Вокруг одной из скамеек в этот день расположилась компания крепких ребят с чипсами и кока-колой. Познакомились — они проверяют свое здоровье у военных медиков. Потому что спортсмены: прибыли в Петербург на сборы из Краснодарского края и Удмуртии.
— Выступаем за вашу велосборную, — сообщает разговорчивый Тимофей из Ижевска.
Спрашиваю, что они знают о финской войне. Спортсмены переглядываются. Ну что в школе о ней проходили, подсказываю.
— Я в школе в последний раз был в девятом классе, — улыбается велосипедист Тимофей. Ему 18 лет.
Не слышали ничего о финской войне и его коллеги из Анапы.
Твердая десятка
— До девяностых годов об этой войне вообще не распространялись, а ветераны ее не собирались, — рассказывает председатель «Вечной памяти» Валентина Белова.
Она диктует историческую дату: 10 апреля 1994 года.
— Мы с мужем, а он был участник и финской, и Отечественной войн, увидели объявление в газете: приглашение на встречу в 12 часов у паровоза на Финляндском вокзале. Муж мне говорит: ну кто там придет? Пять человек, мол, будет. Я ему отвечаю: а мы будем шестыми. Пришел же по тому объявлению 71 человек! К концу 1995 года у нас было уже 402 человека, у меня на всех карточки заведены. Ездили на Карельский перешеек, установили на собственные средства стелу в Лосеве.
Сейчас, вздыхает она, ветеранов осталось около ста. Самая твердая десятка из них плюс родственники устроят сегодня застолье.
— А какие у вас застольные песни? — спрашиваю Валентину Игнатьевну.
— «Катюша», само собой! Но есть и своя застольная ветеранов Зимней войны, записывайте слова: «Выпьем за тех, кто огнем артиллерии в дотах срывал купола»...
На личные средства
Имена краеведов-энтузиастов стоит знать. Это уникальные люди, в Петербурге они наперечет. Кстати, двое из них, Владимир Чекунов и Евгений Балашов, были инициаторами и авторами памятника, в 2003 году установленного у Военно-медицинской академии. Владимир Чекунов, один из гидов на маршрутах по местам боев, — автор и создатель Музея «На Кексгольмском направлении», посвященного боям на Карельском перешейке в 1939 — 1944 годах. Он постоянный консультант документальных фильмов и программ — таких, например, как «Тайны Финской войны» Кирилла Набутова, исторических передач Льва Лурье.
А краевед Евгений Балашов отметит на этой неделе дату начала Зимней войны выходом в свет своей новой книги — «Линия Маннергейма. Оборонительный щит Финляндии: от идеи до воплощения».
— В книге дана история каждого укрепузла на Карельском перешейке, — сообщил Евгений Александрович «Вечернему Петербургу». — Всего их 21. О каждом — подробная информация, с архивными и современными фотографиями, с чертежами.
Тираж книжки энтузиаста — всего 500 экземпляров. Потому что издана она за свой, авторский счет.
Фразы «сами» и «на личные средства» звучат почти всегда, с кем бы ни говорили об изучении и сохранении памяти о советско-финляндской войне. Сведений о «бюджетных» мероприятиях в связи с ее 70-летием обнаружить не удалось — хотя все еще впереди, 105 дней до заключения мирного договора, и, не исключено, что-то в городе появится.
Выставки, приуроченные к событию, проходят в Петрозаводске и в Новгороде. В Новгороде экспозиция открылась еще 30 октября, ровно за месяц до памятной даты. Она напоминает о погибших в Финской кампании 131 000 красноармейцев.
Финская сторона, проявляя такт и политкорректность, мероприятий в Петербурге не устраивает. В этом году Финляндия признательно празднует 200 лет вхождения в состав Российской империи — как событие, заложившее основы ее государственности. 70-летие Зимней войны отмечается как событие, послужившее сплочению нации, до 1939 года расколотой идеологическими противоречиями. Фраза о незаживающей ране, конечно, не может не звучать.
Новый взгляд
Представить, как именно это выглядело, можно было в эти выходные под Выборгом, на линии Маннергейма. Здесь прошли сразу две военно-исторические реконструкции, у Приморска и в поселке Каменка. Ценители истории, за свой счет шьющие обмундирование, изготавливающие муляжи орудий, постарались дать адекватную картину боев. Изменения климата, конечно, ее сильно смягчили — штурмовать доты по пояс в снегах бойцам не пришлось.
— Впрочем, и 70 лет назад в эти даты холодов и снега еще не было, — говорит один из организаторов поездок по местам боев на Карельском перешейке Алексей Алексеев. — В 1939 году Финскую кампанию хотели провести за неделю, пока не ударили морозы. Обмундирование было легкое. Зимнюю одежду обещали выдать уже на зимних квартирах в Хельсинки.
Алексей занимается необычным делом: он устраивает экскурсии по местам боев вокруг Петербурга.
— Ленинградская область — уникальный регион, — уверен он. — Такого набора памятников военной истории и фортификации больше нигде нет. На Урале люди не знают, что такое война. Приезжающие из Новосибирска впадают в шок, когда видят на полях осколки снарядов и колючую проволоку. В нашем регионе все время что-то делили, со времен Средневековья, и от каждого периода что-то осталось.
От тридцатых годов — доты Карельского укрепрайона, объекты линии Маннергейма, протянувшейся от берегов Финского залива до Ладожского озера. Сюда выезжают на целый день с гидом-историком, обязательно посещая по пути воинские захоронения и завершая тур полевым обедом у костра в обстановке военно-полевого лагеря. Экскурсии популярны у людей 25 — 30 лет, у молодых родителей с детьми, говорит Алексей. Он — инженер-электронщик по образованию, ему 35 лет, и он хорошо помнит, как начисто убивали интерес к истории экскурсии его школьной поры:
— Пожилая тетенька хорошо поставленным голосом зачитывала вызубренный текст из учебника, это было невыносимо скучно. Сейчас у нас у всех дети подрастают. Они должны осознать свою историю. Знать о советско-финляндской войне, о битве за Ленинград.
Идеей подавать историю по-новому он увлекся несколько лет назад. Сожалеет, что трудно вовлекать в поездки студентов: они мало знают о прошлом, и у них нет к нему серьезного интереса.
Действительно, не всякому понятна и привлекательна, допустим, такая программа экскурсии:
- Советское братское захоронение.
- ДОТ «Поппиус» SJ4, высота 65,5.
- ДОТ «Миллионный» SJ5, высота «Язык».
- Артиллерийская стенка SJ2 и батальонный командный пункт SJ6.
- Памятник артиллеристам 2-го тяжелого артиллерийского дивизиона.
- Роща «Фигурная», а также траншеи, проволочные заграждения, противотанковые надолбы «зубы дракона».
К тому же объекты Карельского укрепрайона, битв Финской кампании находятся в ужасном состоянии — они не стали памятниками воинской славы. Ближние к городу превратились в обиталища бомжей. Загаженные, разграбленные «черными следопытами» и охотниками за цветными металлами — такова их печальная судьба, о которой «Вечерний Петербург» уже не раз рассказывал своим читателям. Надо быть большим энтузиастом, чтобы забираться в эти темные дыры истории.