Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Кто в «Тереме» живет?

Музыканты знаменитого квартета открыли школу мастерства

На днях ансамбль, которому в этом году исполняется 25 лет, открыл экспериментальную творческую школу. Корреспондент «ВП» Антонина Ростовская встретилась с одним из музыкантов «Терема» — Андреем Константиновым.

— Андрей, как возникла идея экспериментальной школы?

— В прошлом году мы успешно провели международный конкурс «Терем Crossover». Следующий планируем провести в 2012 году. А пока есть немного времени. И мы подумали, что можно ведь провести встречи с теми, кто готовится к участию в конкурсе. Мы объявили эту новость, разослали информацию, и откликнулось приличное количество ансамблей. Даже два ансамбля приехали из Москвы! Это «Черный квадрат» и «Брасс-квинтет». Принял участие петербургский ансамбль «Эссе-квинтет», «Gala-trio».

— Как и где проходили занятия?

— Мы занимались с каждым ансамблем в течение четырех дней. Велись беседы о менеджменте в культуре и искусстве, поднимались разные темы, которые нам кажутся важными. Академическое образование заключается в обучении ремеслу. А мы стремимся рассказать ученикам о том, что идет после ремесла, научить их чувствовать и передавать то, что скрывается за нотами, — поэзию в музыке, глубину содержания. Получились интересные беседы, число вольных слушателей росло. Мы поняли, что все это должно иметь продолжение, и решили проводить такие мастер-классы два раза в год.

— Как сделать, чтобы у музыканта появилась харизма?

— Тут все дело в психологии! Можно привести пример со спортсменами. Для того чтобы взять определенную высоту, спортсмен должен настроиться на результат. В музыке нужно построить образный ряд, понять самому, о чем ты играешь, и потом не стесняться отдавать все это публике. Академическая школа — это не цель, а средство. Можно ведь блестяще выучить французский язык, выйти на сцену и... обнаружить, что сказать-то нечего! Мы как раз выясняем — о чем и как нужно говорить на сцене, чтобы это было интересно не только тебе самому, но и публике.
Недавно в Консерватории выступала Анна Нетребко с супругом. Мне подумалось, что и у нас, и во всем мире любят Анну за то, что она ни капельки не старается понравиться кому-либо из публики. Она получает колоссальное удовольствие от артистического и вокального процесса на сцене!
По большому счету академическая школа учит грамотному исполнению, не более того. Но этого мало — тогда любой компьютер может сыграть лучше, чем человек. А где откровение? Где жизнь?

— Вы не могли бы вспомнить самый ценный совет, который вам дали ваши учителя?

— Всегда надо играть с удовольствием! Без удовольствия нет искусства. Даже играя что-то трагичное, ощущай удовольствие: «Ну как же я трагично играю!» Хирург, который режет, ведь тоже получает удовольствие от того, как хорошо он это делает.

↑ Наверх