Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Куклой играют? Кукла играет?..

До 12 декабря Музей игрушки приглашает на выставку из фондов музея «Театр в традиционной культуре и детской комнате». Вы увидите редкие экспонаты — подобных нет ни в одной из музейных экспозиций Санкт-Петербурга.

До 12 декабря Музей игрушки приглашает на выставку из фондов музея «Театр в традиционной культуре и детской комнате».

Вы увидите редкие экспонаты — подобных нет ни в одной из музейных экспозиций Санкт-Петербурга. На выставке представлены теневые и бумажные театры, театры марионеток, перчаточных и тростевых кукол Китая, Индии, Индонезии, Мьянмы, Непала, Таиланда, Мали, Конго, Нигерии, Туниса, Турции, Греции, Италии, Германии, Чехии, Венгрии, Великобритании и России.



Влияние национальных театральных традиций на сложение и эволюцию детских игрушечных театров в XIX — ХХ веках — центральная тема выставки. Пройдя долгий путь исторического развития, приобретая самые разные религиозные и светские формы, кукольный театр в конце концов стал неотъемлемой частью мира детства. Большинством из нас он воспринимается именно так.

Однако долгое время театр кукол не только не был детской забавой — вплоть до конца XVIII века в Европе считалось, что детям он вообще противопоказан: тогдашние кукольные представления были полны скабрезных шуток, сцен насилия и убийства. А первоначально кукольный театр, как и театр вообще, был частью религиозного ритуала. На Востоке это до сих пор так, а вот в Европе театр кукол «приручили», «одомашнили».

Вообще самые древние источники, упоминающие о кукольном театре, относятся к V веку до нашей эры. Было это в Древней Греции, колыбели европейской цивилизации. В те времена, кстати, конструкции театральной куклы-марионетки и детской игрушки практически никак не отличались. Играли ли древнегреческие дети «в театр», неизвестно, но заманчиво думать, что играли…

А вот все остальные формы театральной куклы — перчаточные или пальцевые, тростевые, теневые — пришли к нам из Китая и Индии. Впрочем, и марионетки на Востоке тоже были.



В Европе же более всего распространился театр перчаточной куклы. Началось все с Италии, где театр стал называться Пульчинелла — по имени одного из персонажей комедии дель арте, ставшего любимым героем кукольных представлений. Потом Пульчинелла распространился по всей Европе, только имя слегка поменял: во Франции стал Полишинелем, в Англии — Панчем, в Германии — Касперлом, а в России — правильно! — Петрушкой. Правда, обликом адаптировавшийся к местным условиям Полишинель — Панч — Касперл — Петрушка больше напоминал не итальянского Пульчинеллу, а другого персонажа комедии дель арте — Арлекина. Вот такая вот метаморфоза…

Как уже говорилось, театр кукол стал детским лишь в XIX веке. Тогда же в Европе появилась единственная детская театральная игрушка, не имеющая ничего общего с древними ритуалами и народным искусством, — бумажный театр. Редкие образцы такого театра из Германии и Чехии мы увидим на выставке.

В ХХ веке театральная кукла проникла в дома и семьи. Еще совсем недавно на советских игрушечных фабриках выпускались перчаточные Петушок да Лиса Патрикеевна, и дети с удовольствием играли с ними. А вот теперешние российские дети видят играющих кукол только в театре — у нас их больше не делают. В Европе к традициям относятся бережнее: к примеру, недавно немецкая фирма «Playmobil» разработала игрушку — целый театр в сундучке. В продажу она поступит только в 2010 году, а в Санкт-Петербургском музее игрушки один экземпляр уже имеется…

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх