«Квадрат» — никак не точка
До 29 августа в Малом зале Манежа — выставка «Москва молодая»: группа молодых московских художников привезла из задыхающейся от смога столицы свои работы в Петербург, где, как утверждают ребята, рай по сравнению с Москвой.
До 29 августа в Малом зале Манежа — выставка «Москва молодая»: группа молодых московских художников (да, вот так просто объясняется название) привезла из задыхающейся от смога столицы свои работы в Петербург, где, как утверждают ребята, рай по сравнению с Москвой. Впрочем, желание семнадцати участников показать себя в Питере продиктовано отнюдь не желанием сменить климат, а куда более серьезными причинами.
Говорит один из участников выставки Николай Смирнов: «Мы все дружим между собой, почти все учились в Суриковском институте в мастерской Павла Никонова, кто-то застал ныне покойного Николая Андронова — это шестидесятники, представители так называемого сурового стиля. Мы объединились, потому что наши учителя сами держались вместе и нам это привили. На выставке — в основном живопись, хотя есть и скульптура, и фотография, и видеоарт. Но главное наше направление — живопись. Это принципиально.
Сейчас, с одной стороны, процветает устаревшая живопись, грубо говоря, «березки-церквушки», как будто искусства ХХ века не было вовсе. С другой стороны, всячески культивируется современное искусство, понимаемое как торжество инсталляции и перформанса. Живопись оказывается с любой стороны маргинальным видом искусства. А наше кредо — живопись должна быть современной, ей еще развиваться и развиваться много столетий. Любят говорить, что Малевич «Черным квадратом» поставил точку в живописи. Но живопись после этого не кончилась! Для нас никаких «точек» просто нет, мы их не видим».
Юлия Гамольская. Автопортрет.
Елена Сапунова. Голова лошади.
Ирина Филатова. Школа.
И действительно, какие могут быть точки, когда рождаются и будут рождаться люди, желающие «ухватить» жизнь, остановить мгновение именно живописным способом! Москвичи, приехавшие нынче в Питер, пишут то, что видят, — людей, дома, машины. У каждого художника своя манера, но объединяет их стремление к обобщенности, даже легкой геометричности формы, неяркий колорит… и всякое отсутствие желания завлечь, отвлечь и «сделать красиво». Надо ли говорить, что их искусство — совершенно некоммерческое. И если кто-то думает, что в Москве живут исключительно люди, занятые погоней за длинным долларом, лучшее средство от таких мыслей — пойти на эту выставку.
Ребята признаются, что творчество и выживание у них разнесены: все где-то работают, а живописью занимаются ради нее самой. А в планах у них — организовать ежегодный фестиваль, на котором некоммерческие художники из обеих столиц будут знакомиться друг с другом. И выставка в достаточно маргинальном Малом зале Манежа — будем надеяться, первая ласточка.
Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото автора
Метки: ЦВЗ "Манеж" Путешествия Выставки
Важно: Правила перепоста материалов