Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Ленинские искры

16 апреля 1924 года на площади у Финляндского вокзала состоялась торжественная закладка памятника Ленину. В итоге площадь с памятником Владимиру Ильичу в центре стала одной из главных видовых точек, без которых невозможно представить панораму невских берегов.

16 апреля 1924 года на площади у Финляндского вокзала состоялась торжественная закладка памятника Ленину. Под звуки «Интернационала» в основание фундамента была заложена бронзовая доска с текстом: «РСФСР. Рабочими города Ленина здесь поставлен памятник великому вождю, другу и учителю международного пролетариата В. И. Ульянову-Ленину. 16 апреля 1924 года».

В апреле 2009 года старый советский лозунг «Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить!» неожиданно прозвучал более чем современно и актуально. Но причиной тому стало не 85-летие закладки памятника вождю, а  преступление, совершенное 1 апреля неизвестными подонками в отношении самого знаменитого памятника вождю на площади, носящей его имя. Взрыв нанес монументу серьезные повреждения, но диагноз был поставлен специалистами сразу же оптимистический: Ленин будет жить! И дело вовсе не в коммунистической идеологии, а в том, что этот памятник — выдающееся произведение монументального искусства!

Его появление у Финляндского вокзала, на который Владимир Ильич Ульянов прибыл 3 апреля 1917 года из Финляндии, определило облик новой площади, возникшей уже в советское время и вполне логично получившей имя Ленина. Логично, потому что именно тот приезд в Петроград предопределил в значительной степени октябрьские события.

Территория перед современным Финляндским вокзалом в апреле 1917-го не представляла чего-то цельного в архитектурном плане. На этой рабочей окраине со всеми присущими таким окраинам «прелестями» только здание Михайловского артиллерийского училища на Арсенальной набережной, к облику которого в начале 1850-х приложил руку талантливый зодчий Иван Черник, выделялось среди хаотичной застройки и разного вида заборов. В 1870 году по проекту Петра Купинского было построено здание Финляндского вокзала и открыто движение на первом участке Петербургско-Гельсингфорсской железной дороги (фрагмент старого вокзала включен в новый корпус, расположенный между Финским переулком и Боткинской улицей).

Открытие железнодорожного вокзала способствовало развитию всей прилегающей к нему территории,  в том числе и строительству постоянной переправы — Литейного моста,  закладка которого состоялась 30 августа 1875 года, а открытие — в 1879 году. Тогда же в Финском переулке появился полукруглый доходный дом Петрова с торговыми помещениями, построенный Павлом Сюзором (увы, южная часть интересного здания в 1970-е была разрушена). Но самое интересное: вокруг вокзала к концу века возникла своеобразная зона из трех тюрем — военной, построенной по образцовому проекту Владислава Львова Генрихом Войницким в 1876 году,  женской и краткосрочной — знаменитыми «Крестами», произведениями архитектора Антония Томишко 1890 года.  

Однако тюрьмы не попадают в ансамбль современной площади Ленина.

Ну а площадь перед вокзалом начала формироваться с начала апреля 1924 года под наблюдением академика архитектуры Ивана Фомина.

7 ноября, в девятую годовщину Октябрьской революции, которую тогда находящиеся у власти большевики именовали еще переворотом, состоялось торжественное открытие памятника Ленину. Авторами подлинного шедевра стали архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх и художник-скульптор Сергей Евсеев.

Создать великолепный образ Евсееву помогло то, что он был свидетелем выступления Ленина с балкона дворца Кшесинской, куда тот прибыл с Финляндского вокзала на броневике. Мастер, работавший в ту пору художником в Мариинском театре, вылепил небольшую статуэтку Ленина, произносившего речь. При работе над памятником он поставил вождя на башню броневика, тем самым восстановив предельную точность в изображении вождя, обращающегося к народу с призывом бороться за свои права и светлое будущее.

Первоначально памятник стоял ближе к вокзалу, примерно на том месте, где действительно происходило выступление. Впоследствии, при реконструкции территории, которая началась еще летом 1944-го, после полного снятия блокады Ленинграда, памятник передвинули на 180 метров ближе к Неве, в центр новой площади, открывающейся с Невы. Этот проект разрабатывался Натальей Агеевой и Георгием Ивановым под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, который впоследствии стал автором нового здания Финляндского вокзала.



Вокзал получился не таким, каким видел его зодчий. «В 1953 году, когда меня в Ленинграде не было, был спешно выполнен ошибочный в градостроительном, архитектурном и художественном отношении другой проект. Здание главного корпуса, замыкающее площадь, было по новому проекту на восемь метров ниже и вовсе лишено башни, призванной центрировать  площадь и подчеркнуть фронт Пироговской набережной со стороны Биржевой стрелки», — писал он в 1953 году. Несмотря на то что проект через год был пересмотрен, первоначальный, наиболее интересный вариант не удалось воплотить.


Первоначальный проект вокзала, близкий сердцу архитектора, воплощен не был.


Из новых зданий, оформивших площадь в советское время, нельзя не отметить здание Калининского райсовета, возведенное также по проекту Баранова, Агеевой и Иванова в 1948 — 1952 годах, и построенный в предвоенные годы дом Арктического института архитекторами Юнгером, Голли и Жуковским. Его называют также Домом полярников.


Фонтанами площадь не испортишь!


А завершающим штрихом, который невозможно переоценить в плане завершения пространственно-архитектурной композиции площади, стал спуск к Неве, созданный великолепным советским зодчим Александром Васильевым.

В итоге площадь с памятником Владимиру Ильичу в центре стала одной из главных видовых точек, без которых невозможно представить панораму невских берегов. Причем даже с исчезновением Советского Союза и охаиванием советского прошлого памятник Ленину оставался и остается символом города.

Удивительным образом возникла перекличка времен.

Вспомним, как точно писатель Юрий Тынянов определил значение площади для города на Неве: «Единица Петербурга — площадь».

Первая со стороны Финского залива площадь, развернутая к Неве, — Сенатская. Вторая — Троицкая, на которой Петр стал первым российским императором, третья — площадь Ленина, основателя советского государства.

На Сенатской на вздыбленном коне восседает Петр, простирающий вперед длань и зовущий Россию к великим свершениям. На площади Ленина стоит вождь, также зовущий народ к великим свершениям с башни броневика. Правая рука, вытянутая вперед, указывает путь.

В данном случае не важна оценка петровских реформ и ленинских революционных перемен. Важна, повторюсь, перекличка времен. В образах, созданных в разные эпохи Фальконе и Евсеевым, есть нечто общее, не считая того, что оба — и император, и председатель Совета народных комиссаров — находятся, так сказать, на средствах передвижения, соответствующих эпохам. И как тут не вспомнить строки Максимилиана Волошина, утверждавшего, что «Петр был первый большевик»?!

Общность несколько нарушило создание фонтанов на площади Ленина. Однако фонтаны нисколько не нарушили гармонию в ансамбле площади перед Финляндским вокзалом, внеся в него в прямом и переносном смысле свежую струю. 


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх