Ленинские искры
16 апреля 1924 года на площади у Финляндского вокзала состоялась торжественная закладка памятника Ленину. В итоге площадь с памятником Владимиру Ильичу в центре стала одной из главных видовых точек, без которых невозможно представить панораму невских берегов.
16 апреля 1924 года на площади у Финляндского вокзала состоялась торжественная закладка памятника Ленину. Под звуки «Интернационала» в основание фундамента была заложена бронзовая доска с текстом: «РСФСР. Рабочими города Ленина здесь поставлен памятник великому вождю, другу и учителю международного пролетариата В. И. Ульянову-Ленину. 16 апреля 1924 года».
В апреле 2009 года старый советский лозунг «Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить!» неожиданно прозвучал более чем современно и актуально. Но причиной тому стало не 85-летие закладки памятника вождю, а преступление, совершенное 1 апреля неизвестными подонками в отношении самого знаменитого памятника вождю на площади, носящей его имя. Взрыв нанес монументу серьезные повреждения, но диагноз был поставлен специалистами сразу же оптимистический: Ленин будет жить! И дело вовсе не в коммунистической идеологии, а в том, что этот памятник — выдающееся произведение монументального искусства!
Его появление у Финляндского вокзала, на который Владимир Ильич Ульянов прибыл 3 апреля 1917 года из Финляндии, определило облик новой площади, возникшей уже в советское время и вполне логично получившей имя Ленина. Логично, потому что именно тот приезд в Петроград предопределил в значительной степени октябрьские события.
Территория перед современным Финляндским вокзалом в апреле 1917-го не представляла чего-то цельного в архитектурном плане. На этой рабочей окраине со всеми присущими таким окраинам «прелестями» только здание Михайловского артиллерийского училища на Арсенальной набережной, к облику которого в начале 1850-х приложил руку талантливый зодчий Иван Черник, выделялось среди хаотичной застройки и разного вида заборов. В 1870 году по проекту Петра Купинского было построено здание Финляндского вокзала и открыто движение на первом участке Петербургско-Гельсингфорсской железной дороги (фрагмент старого вокзала включен в новый корпус, расположенный между Финским переулком и Боткинской улицей).
Открытие железнодорожного вокзала способствовало развитию всей прилегающей к нему территории, в том числе и строительству постоянной переправы — Литейного моста, закладка которого состоялась 30 августа 1875 года, а открытие — в 1879 году. Тогда же в Финском переулке появился полукруглый доходный дом Петрова с торговыми помещениями, построенный Павлом Сюзором (увы, южная часть интересного здания в 1970-е была разрушена). Но самое интересное: вокруг вокзала к концу века возникла своеобразная зона из трех тюрем — военной, построенной по образцовому проекту Владислава Львова Генрихом Войницким в 1876 году, женской и краткосрочной — знаменитыми «Крестами», произведениями архитектора Антония Томишко 1890 года.
Однако тюрьмы не попадают в ансамбль современной площади Ленина.
Ну а площадь перед вокзалом начала формироваться с начала апреля 1924 года под наблюдением академика архитектуры Ивана Фомина.
7 ноября, в девятую годовщину Октябрьской революции, которую тогда находящиеся у власти большевики именовали еще переворотом, состоялось торжественное открытие памятника Ленину. Авторами подлинного шедевра стали архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх и художник-скульптор Сергей Евсеев.
Создать великолепный образ Евсееву помогло то, что он был свидетелем выступления Ленина с балкона дворца Кшесинской, куда тот прибыл с Финляндского вокзала на броневике. Мастер, работавший в ту пору художником в Мариинском театре, вылепил небольшую статуэтку Ленина, произносившего речь. При работе над памятником он поставил вождя на башню броневика, тем самым восстановив предельную точность в изображении вождя, обращающегося к народу с призывом бороться за свои права и светлое будущее.
Первоначально памятник стоял ближе к вокзалу, примерно на том месте, где действительно происходило выступление. Впоследствии, при реконструкции территории, которая началась еще летом 1944-го, после полного снятия блокады Ленинграда, памятник передвинули на 180 метров ближе к Неве, в центр новой площади, открывающейся с Невы. Этот проект разрабатывался Натальей Агеевой и Георгием Ивановым под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, который впоследствии стал автором нового здания Финляндского вокзала.
Вокзал получился не таким, каким видел его зодчий. «В 1953 году, когда меня в Ленинграде не было, был спешно выполнен ошибочный в градостроительном, архитектурном и художественном отношении другой проект. Здание главного корпуса, замыкающее площадь, было по новому проекту на восемь метров ниже и вовсе лишено башни, призванной центрировать площадь и подчеркнуть фронт Пироговской набережной со стороны Биржевой стрелки», — писал он в 1953 году. Несмотря на то что проект через год был пересмотрен, первоначальный, наиболее интересный вариант не удалось воплотить.
Из новых зданий, оформивших площадь в советское время, нельзя не отметить здание Калининского райсовета, возведенное также по проекту Баранова, Агеевой и Иванова в 1948 — 1952 годах, и построенный в предвоенные годы дом Арктического института архитекторами Юнгером, Голли и Жуковским. Его называют также Домом полярников.
А завершающим штрихом, который невозможно переоценить в плане завершения пространственно-архитектурной композиции площади, стал спуск к Неве, созданный великолепным советским зодчим Александром Васильевым.
В итоге площадь с памятником Владимиру Ильичу в центре стала одной из главных видовых точек, без которых невозможно представить панораму невских берегов. Причем даже с исчезновением Советского Союза и охаиванием советского прошлого памятник Ленину оставался и остается символом города.
Удивительным образом возникла перекличка времен.
Вспомним, как точно писатель Юрий Тынянов определил значение площади для города на Неве: «Единица Петербурга — площадь».
Первая со стороны Финского залива площадь, развернутая к Неве, — Сенатская. Вторая — Троицкая, на которой Петр стал первым российским императором, третья — площадь Ленина, основателя советского государства.
На Сенатской на вздыбленном коне восседает Петр, простирающий вперед длань и зовущий Россию к великим свершениям. На площади Ленина стоит вождь, также зовущий народ к великим свершениям с башни броневика. Правая рука, вытянутая вперед, указывает путь.
В данном случае не важна оценка петровских реформ и ленинских революционных перемен. Важна, повторюсь, перекличка времен. В образах, созданных в разные эпохи Фальконе и Евсеевым, есть нечто общее, не считая того, что оба — и император, и председатель Совета народных комиссаров — находятся, так сказать, на средствах передвижения, соответствующих эпохам. И как тут не вспомнить строки Максимилиана Волошина, утверждавшего, что «Петр был первый большевик»?!
Общность несколько нарушило создание фонтанов на площади Ленина. Однако фонтаны нисколько не нарушили гармонию в ансамбле площади перед Финляндским вокзалом, внеся в него в прямом и переносном смысле свежую струю.
Фото Натальи ЧАЙКИ