Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Летать, подобно Терпсихоре…

Завтра исполняется 85 лет самой знаменитой балерине нашего Отечества — Майе Плисецкой

Рожденная под знаком Скорпиона, она всегда отличалась смелым, независимым нравом и не боялась говорить правду даже в советские времена.
Некоторые ее цитаты ушли в народ. Например, знаменитый ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы иметь такую же совершенную фигуру, как у нее. Великая балерина ответила кратко: «Не жрать!»
Действительно ли это секрет молодости, легко может узнать каждый, кто последует этому совету. Сама Майя Михайловна со времен юности не прибавила в весе ни грамма и выглядит просто фантастически молодо. Хотя танцевать уже не может: в августе этого года балерина пережила серьезную травму — перелом шейки бедра.
Майя Михайловна со своим мужем композитором Родионом Щедриным до недавних пор нередко наведывалась в Петербург. В прошлом году супруги, прожившие вместе душа в душу более полувека, даже провели в нашем городе новогодние каникулы.


— Майя Михайловна, после того как Валерий Гергиев объявил о запуске уникального абонемента «Родион Щедрин в Мариинском театре», вы стали чаще бывать в городе на Неве…
— Конечно. Мы с удовольствием приезжаем на премьеры произведений Щедрина. В прошлом году мы с Родионом Константиновичем, приняв приглашение Валерия Абисаловича Гергиева, провели новогодние праздники в Санкт-Петербурге. Это были замечательные четыре дня, насыщенные концертами, спектаклями, музыкой, общением с петербуржцами, в том числе и молодыми. Причем не только c музыкантами и артистами, но и простыми людьми. Мне кажется, что только в Петербурге остались такие интеллигентные лица, такая правильная речь, такие манеры. Мы имели возможность очень хорошо познакомиться с нынешним Мариинским театром, равного которому нет нигде в мире. Это говорю я, чья творческая жизнь так крепко связана с Большим театром, сцена которого всегда была для меня самой желанной…
— Как вы относитесь к тому, что в Петербурге восстановлены балеты на музыку Щедрина, где вы когда-то блистали?
— И не только на музыку Щедрина. У вас восстановлен балет «Шурале», и я увидела до боли знакомую постановку, которая не так давно воссоздана на сцене Мариинского театра. Ведь когда-то я танцевала в Большом театре премьеру. Я абсолютно счастлива, что в вашем театре воссозданы спектакли, которые я так любила, — и «Кармен-сюита», и «Анна Каренина», и «Конек-Горбунок». Я хотела бы почаще бывать на репетициях, может быть, как-то помочь молодым балеринам.
Возвращение «Конька-Горбунка» в новой постановке Алексея Ратманского — это очень важная и огромная работа Мариинского театра по отношению к своей любимой публике.
«Конек» — это ведь юношеская партитура Щедрина, созданная сегодня одним из лучших молодых хореографов — Ратманским, и его же хореография «Анны Карениной» дают нам возможность сказать, что современные балетные хореографические прочтения могут быть очень интересными.
— Где вы сейчас живете?
— В основном в Мюнхене, а также в Литве, Москве. Мы по-прежнему очень много путешествуем, Родион Константинович подсчитал, что в прошлом сезоне у нас было более сорока поездок. Визиты в Петербург, наверное, самые желанные. Здесь ведь наши корни. Мы не забываем, что моя бабушка жила на канале Грибоедова, а бабушка моего мужа — выпускница Смольного института.
— Кроме балета какие искусства волнуют вас, привлекают ваше внимание?
— Живопись, музыка, кино. А скульптуру я воспринимаю как стоп-кадр танца. Преклоняюсь перед циркачами: каждодневные тренировки, постоянный риск. С детства люблю драматическое искусство. А вообще люблю настоящее искусство, не пропитанное запахом коммерции. В свободное время по-прежнему много читаю. Могу разложить пасьянс.
— Вы жалеете о несыгранных ролях, непоставленных спектаклях?
— Конечно, жаль, что я встретила Мориса Бежара так поздно, но все-таки я успела станцевать его «Болеро». Хотя сам Бежар сказал, что если бы он встретил Плисецкую на двадцать лет раньше, балет был бы немного другой…



Можно забыть о валидоле, но не о помаде

Наделенная идеальной фигурой и выразительным лицом, Майя Плисецкая с юных лет с легкостью умела «приручить» любой, самый сложный костюм на сцене. И в обычной жизни она умудрялась одеваться элегантно и модно даже в советскую эпоху, в те времена, когда еще была «невыездной».
Утонченная красота и грация великой балерины вдохновляли модельеров. Долгие годы преданной и нежной дружбы и творческого сотрудничества связывают Майю Плисецкую с французским модельером Пьером Карденом. После их первой встречи в 1971 году Майя стала музой модельера. «Я твердо знаю, что благодаря костюмам Кардена получили признание мои балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Без его утонченной фантазии, достоверно передавшей зрителю аромат эпох Толстого и Чехова, мне не удалось бы осуществить мечту», — пишет балерина в своих мемуарах… Он создавал ей наряды для сцены и для повседневной жизни. Плисецкая ценила его модели за строгую геометрию линий, которая идеально сочеталась с ее характером и подчеркивала целеустремленную натуру, за чисто французский шик и элегантность, неизменно «приправленную» какой-нибудь пикантной деталью. В 1998 году дизайнер и балерина организовали совместное шоу «Мода и Танец», в котором были представлены ретроспектива балетов Плисецкой и коллекция Кардена.
Несмотря на дружбу с модельерами, Майя Плисецкая всегда была выше моды, сохраняя верность своему стилю. Это — узкие брюки, туфли-балетки или сапоги, удлиненный жакет, гладко зачесанные рыжие волосы, собранные в хвост, черная подводка для глаз и неизменная красная помада. Однажды, рассказывая о певице Изабелле Юрьевой, Майя Михайловна заметила, что певица даже в сто лет могла забыть про валидол, но про помаду — никогда! Сама же она, по ее словам, постоянно забывает взять с собой помаду и с некоторых пор стала класть ее в карман пиджака мужа. Там-то она всегда будет под рукой! Много лет Майя Плисецкая была верна одному и тому же аромату — ей нравились духи Роббера Пиго «Бандит». А когда их сняли с производства, она так и не смогла найти замену любимому аромату и вообще отказалась от парфюма.
Летом этого года в Шереметевском дворце демонстрировалась выставка «Мода шестидесятых годов». Там можно было увидеть несколько великолепных костюмов, когда-то подаренных Майе Плисецкой Коко Шанель. А Майя Михайловна в свою очередь подарила несколько лет назад свои вещи от Шанель и от Кардена историку моды и костюма Александру Васильеву.



Как отметят юбилей великой балерины в Москве и Париже


Вечер в честь юбилея выдающейся балерины состоится 14 декабря в Москве на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Его готовит народный артист РФ глава фонда «Русские сезоны ХХI века» Андрис Лиепа.
«Когда мне позвонил Родион Константинович Щедрин и предложил сделать вечер Майи Михайловны в Москве, я испытал необыкновенное счастье, — сказал Лиепа. — Я всю свою жизнь поклоняюсь этому Божеству — Майе Плисецкой».
Но первый вечер, уточнил Лиепа, состоится в Париже: «6 декабря мы проводим юбилейный вечер в огромном зале Театра «Шанз Элизе», где соберутся все, кто любит и почитает Майю Михайловну».
По его словам, в вечере примут участие звезды Большого и Мариинского театров, а также ведущие танцовщики «Гранд-опера», будет показан десятиминутный фильм о Майе Михайловне.
«А главное — на вечере будет сама виновница торжества — великая балерина и удивительная женщина Майя Плисецкая», — добавил Лиепа. В Москве в рамках вечера состоится также презентация нового издания книги Плисецкой — двухтомника «Я, Майя Плисецкая...» и фотовыставка, посвященная приме-балерине.
«Майя Плисецкая — явление уникальное, такая индивидуальность рождается раз в столетие. Все ее танцы и сегодня смотрятся абсолютно современно — она намного опередила время. Это поражает даже молодых исполнителей. Плисецкая — единственная балерина, которой посвятили свои творения все крупнейшие хореографы ХХ века — Якобсон, Ролан Пети, Бежар, Григорович», — рассказал Лиепа.


Подготовили Зинаида АРСЕНЬЕВА и Болеслав СОКОЛОВ

 

↑ Наверх