Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Левашово может утонуть в мусоре

Местные жители просят оставить им помойки

Местные жители просят оставить им помойки

 


Левашово должно стать деревней? Чиновники сквозь пальцы смотрят на проблемы жителей Выборгского района Санкт-Петербурга

Изменение с 1 апреля системы вывоза бытового мусора не особо повлияло на петербуржцев — жителей многоквартирных домов. Но в некоторых пригородах Северной столицы, застроенных малоэтажками, новый регламент приводит к конфликтам между жителями и муниципалитетами.

Мусор — личное дело каждого

Мы попытались вникнуть в проблему на примере поселков Левашово и Новоселки. В марте на фонарных столбах, заборах и тому подобных приспособлениях, которые обычно становятся единственным способом общения местных властей с вверенным им населением, появились объявления, в которых администрация поселка Левашово сообщила жителям, что она больше не является потребителем услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, что таковыми являются собственники домов, и поэтому с 1 апреля вывоз бытовых отходов и мусора из общих контейнеров будет прекращен, а контейнеры  убраны. Из объявления следовало, что отныне каждый домовладелец, если он хочет, чтобы специальная организация вывозила его мусор, должен заключить с такой организацией индивидуальный договор. Внизу — телефон для связи с местной администрацией. По этому телефону снимает трубку женщина, которая сообщает, что соответствующей организацией в Левашове и Новоселках является ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс» и что в муниципалитете можно купить мешки для мусора, которые и будут определять систему расчетов. Ничего сверх того женщина объяснить не может и на вопрос корреспондента «ВП», почему только «Спецтранс» (в других подобных муниципальных образованиях домовладельцам были предложены списки профильных компаний с их системами сбора мусора и расценками, то есть право выбора, как это, собственно, и положено по закону) и почему мешки, заявила, что говорит то, что ей сказали. И что ответить на эти вопросы может или глава местной администрации Сергей Федоров, или глава муниципального образования Олег Иванов. До них нам дозвониться не удалось.

Мешки как способ оплаты

Но ясность в общую картину внес начальник отдела развития и инвестиционных проектов управления по обращению с отходами производства и потребления комитета по благоустройству Леонид Германович Шимарек. Суть происходящего в том, что до определенного времени вывоз бытовых отходов граждан оплачивался из городской казны: «Муниципалитеты получали за вывоз деньги и перечисляли их специализированным организациям. Поэтому до определенного времени общие контейнерные площадки были уместны. Но поправки 2009 года в федеральное законодательство запретили регионам субсидировать вывоз мусора. То есть теперь за это должны платить те, кто этот мусор производит. В жилой сфере это — собственники квартир и частных домов».
То есть схема такая: собственник заключает договор с перевозчиком; далее, по словам г-на Шимарека, важна схема вывоза. Многие муниципалитеты собрали граждан и обсудили с ними эти вопросы. В одних поселках граждане посчитали, что выгоднее, когда перевозчик забирает отходы от конкретного участка, чтобы платить только за свой мусор. В других подсчитали, во сколько обойдется собственникам содержание контейнерных площадок, и решили, что так будет удобнее. Левашовский муниципалитет поставил жителей перед фактом. Схема же им была предложена простая — покупать мешки за цену, в которую уже входит перевозка и утилизация данного объема бытовых отходов. В принципе удобно — платишь за 50-литровый мешок 22 рубля 73 копейки или за 100-литровый — 45 рублей 46 копеек, забиваешь его мусором, отдаешь перевозчику — и не надо ходить на почту или в банк оплачивать квитанции.

Депутатов привезли вместе с урнами

Как рассказала нам Ольга, которая живет в Петербурге, а в Левашове бывает нечасто, логика, наверное, в этой схеме есть: «У нас много крыс и собак. Мы уверены — они будут рвать эти мешки. «Спецтранс» предлагает купить контейнеры, чтобы мешки не рвались и не портили внешний вид поселка. А они больше тысячи рублей стоят! Я могу себе позволить. А бабульки с дедульками? Кроме того, у нас ведь тут целые поселения гастарбайтеров. Они воруют. Ничего на участке оставить нельзя. Старые кроссовки на крыльце лежали, и те сперли. Контейнер точно упрут».
А жительница поселка Новоселки Галина Алексеева сказала, что у них участки настолько плотно прилегают к дороге, что туда даже мусор не выставить: «С общими контейнерами было удобнее. Что я — раз в три недели (а именно с такой периодичностью по договору должен ездить мусоросборщик. — Ред.) должна ждать, когда он приедет, и выносить ему мусор? А потом, они уже договор нарушают! У нас в Новоселках некоторые подписали эту бумагу, а мусоросборщика так и не видели. Муниципалитет же с нами даже не посоветовался. А нам удобнее с контейнерами».
Муниципалитет же, как мы уже сообщили, общается с жителями только с помощью заборных объявлений. Ирина Лянгузова говорит, что левашовцы практически не знают своих муниципалов: «Мне всегда казалось, что в местную администрацию должны приходить односельчане — они и проблемы знают, и жителей. Но местные на выборах не прошли. А тех, кто прошел, в Левашове не знают и не выбирали. Нам в день выборов их привезли вместе с урнами, а потом оказалось, что они победили».

А еще путепровод снесли

Александр Иванов, начальник колонны ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс», которая обслуживает Левашово и Новоселки, заявил, что они не хотят переходить на схему с общими контейнерами: «Вы что думаете, нам нравится у каждого двора кланяться? Но у нас пока только 700 договоров заключено. А в Левашове около 3000 жителей. И если открыть контейнерные площадки, в них будут бросать мусор и те, у которых такого договора нет. Мы предполагаем некоторое время поработать по индивидуальной схеме. До тех пор, пока все жители не заключат договоры. А потом уже с муниципалитетом можно будет обсуждать возобновление работы контейнерных площадок. Но тут ведь еще большой вопрос с дачниками, которых летом набирается до 10 тысяч».
Кстати, другую фирму жителям не выбрать, поскольку многие перевозчики просто отказываются ехать в Левашово — осенью снесли путепровод над железной дорогой, там, где ходит «Аллегро», и добраться туда из других районов практически невозможно. Можно в объезд через КАД, но это такой крюк, что даже частники стараются так не ездить. Но об этом в одной из следующих статей. А пока вернемся к мусору.
Схема вывоза бытовых отходов упирается не только в контейнерные площадки и повальное воровство. Ирина Лянгузова объяснила, что здесь много казусов: «Я юрист, работала аудитором-экологом. И я знаю, что мусор — это собственность того, кто его производит. И в принципе я не имею права своей собственностью занимать чужую собственность, что и происходит, когда я выставляю свой мусор за границы своего участка. Потом мне неясна система с мешками, в стоимость которых включена стоимость вывоза и утилизации. Насколько я знаю, для утилизации существуют специальные талоны, без которых на полигоне отходы просто не примут. Третий вопрос — льготные категории граждан. Им же не будут продавать мешки дешевле, а система компенсаций... об этом пока вообще никто не думал».

Также жители подозревают, что муниципальные власти их долгое время обманывали. Ведь если город платил за вывоз мусора, то почему местная администрация брала с них за это деньги? Как утверждают жители, им все время приходили квитанции за вывоз мусора, которые они оплачивали.
Леонид Шимарек сообщил корреспонденту «ВП», что он тоже слышал об этом от левашовцев, но бумаг пока не видел: «20 апреля мы проведем специальное совещание и обсудим этот вопрос. Если все подтвердится, то примем меры».
Мы будем следить за развитием событий.

От редакции. В результате подготовки этого репортажа «Вечерний Петербург» сыграл роль муниципалитета. А именно: объединил жителей в поиске оптимального решения. После того как корреспондент «ВП» с ними пообщался, выяснилось, что весь последующий вечер они перезванивались и... предложили вариант кластеров. Например, в Новоселках, где и вправду некуда выставлять мешки с мусором, так как заборы вплотную прилегают к дороге, идея жителей — не квартальные контейнерные площадки, а создание одной площадки для пяти-шести домов, владельцы которых заключили договоры с перевозчиком. Собственники согласились бы оборудовать выделенное место, запирать его от «кукушек» и пользоваться.


 

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх